Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 2

4.4. Физиологические основы интеллекта и творческой деятельности

Известно, что в психологии существует много разных подходов к анализу природы интеллекта, его структуры, способов функционирования и путей измерения. Интеллект - это устойчивая структура способностей к познанию и решению проблем. Интеллект существенно влияет на способность индивида к адаптации. В психометрике интеллект предстает как интегральная когнитивная характеристика, имеющая количественное выражение в виде соответствующего показателя (IQ).

С позиций психофизиологии целесообразно остановиться на подходе к интеллекту как к биологическому образованию, в соответствии с которым предполагается, что индивидуальные различия в показателях интеллектуального развития объясняются действием ряда физиологических факторов, во-первых, и эти различия в значительной степени обусловлены наследственными факторами, во-вторых.

В теоретическом плане наиболее последовательную позицию занимал известный английский психолог Г. Айзенк. Он выделял три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Первый представляет собой генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на основе нейрофизиологических и биохимических факторов, непосредственно связан с деятельностью коры больших полушарий.

Психометрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интеллекта, так и от социо-культурных факторов. Социальный интеллект представляет собой интеллектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса. Иногда биологический интеллект обозначают как интеллект А, социальный - как интеллект Б. Очевидно, что интеллект Б гораздо шире, чем интеллект А и включает его в себя.

Концепция Айзенка в значительной степени опирается на труды предшественников. Представления о существовании физиологических факторов, определяющих индивидуальные различия в умственной деятельности людей, имеют достаточно длительную историю изучения.

Еще в середине прошлого века с появлением первых экспериментальных приемов измерения простых психофизиологических показателей таких, как различительная сенсорная чувствительность, время реакции и т.д., в психологии возникло направление, имеющее своей целью найти простые физиологические процессы или свойства, которые могут лежать в основе индивидуальных различий по интеллекту.

Идея использования простых, имеющих физиологическую природу показателей, для оценки индивидуальных различий по интеллекту идет от Френсиса Гальтона. Он рассматривал интеллект как биологическое образование, которое нужно измерять с помощью физиологических индикаторов. Экспериментальное воплощение эти идеи нашли в целом ряде работ, в которых в качестве коррелята интеллекта и частично способа его измерения предлагалось рассматривать время выполнения простых заданий.

По некоторым представлениям определенная часть индивидуальных различий в успешности выполнения тестов интеллекта объясняется тем, насколько быстро индивид может обрабатывать информацию, причем независимо от приобретенных знаний и навыков. Поэтому времени как фактору, обеспечивающему эффективность умственной деятельности, и в настоящее время придается довольно большое значение.

Таким образом, понятие психической скорости или скорости выполнения умственных действий приобретает роль фактора, объясняющего происхождение индивидуальных различий в познавательной деятельности и показателях интеллекта. Действительно, неоднократно было показано, что показатель интеллекта связан с временем простой двигательной реакции, осуществляемой в ответ на внешнее воздействие, отрицательной корреляцией, составляющей в среднем - 0,3.

Наряду с этим в психофизиологии существует специальное направление хронометрии процессов переработки информации, в котором одним из главных показателей служат временные параметры ответов мозга на внешние раздражители, которые интерпретируются как маркеры времени выполнения отдельных когнитивных операций.

Психофизиологическая хронометрия - направление, исследующее временные параметры (начало, продолжительность, скорость) когнитивных операций с помощью физиологических методов. Наибольшее значение здесь имеют амплитудные и временные характеристики так называемых вызванных потенциалов - биоэлектрических ответных реакций мозга на внешние воздействия. Эти ответы имеют временные параметры, сопоставимые по длительности с когнитивными операциями, которые осуществляет человек в процессе познавательной деятельности. Длительность их колеблется в пределах 500-1000 м/сек.

Объектом изучения являются ранние и поздние составляющие ответов мозга на внешние воздействия, которые по современным представлениям отражают различные стадии процесса переработки информации. Временные параметры первых позволяют судить о времени, которое требуется для сенсорного анализа. Временные параметры более поздних составляющих дают представление о длительности этапов дальнейшей обработки стимула и принятия решения.

Большое количество экспериментальных исследований связано с изучением поздних составляющих ответов мозга, в первую очередь - позднего положительного колебания, регистрируемого в интервале 300-600 м/с. (так называемый компонент Р300). Многочисленные факты свидетельствуют, что этот компонент может рассматриваться как психофизиологический коррелят принятие решения. Иногда его определяют как мозговой показатель и результат «когнитивного завершения» эпохи обработки стимула. Измеряя время появления этого компонента и его длительность, исследователи получают возможность оценивать длительность протекания когнитивных операций на уровне мозгового сусбстрата. Последнее дает возможность более точно и дифференцированно оценивать временные параметры разных этапов познавательной деятельности человека. По той же логике с помощью изучения других (более ранних) составляющих ответов мозга анализируются и предшествующие принятию решения стадии обработки информации и мыслительной деятельности человека.

Таким образом, параметры вызванных ответов мозга используются как инструмент микроструктурного анализа, позволяющий выделить временные характеристики определенных стадий внутренней организации поведенческого акта и мыслительной деятельности, недоступные внешнему наблюдению.

 

2009-05-06 16:49:04 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика