Физиологические основы психики. Ч. 2
4.3. Структура процесса мышления
Мышление - это процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Появление речи в процессе эволюции принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний и намерений приобрел новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов: знака и слова. Это не только обусловило возможность передачи информации от человека человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Человек лучше осознает мысль, облекая ее в речевую форму. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль формируется с помощью слов.
Структура процесса мышления связана с выполнением определенных когнитивных операций с образами или символами, которые осуществляются во внутренней картине мира, во внутреннем плане отражения объективной реальности. У человека различают два основных вида мышления: наглядно-образное и словесно-логическое. Первое формируется на основе непосредственного чувственного восприятия и преобразования образов окружающей действительности. Можно полагать, что физиологическую основу этого мышления обеспечивает первая сигнальная система и стратегии познавательной деятельности, реализуемые на основе функций правого полушария.
Словесно-логическое абстрактное мышление функционирует на базе языковых средств и символов. Его физиологическую основу обеспечивает вторая сигнальная система и стратегии познавательной деятельности, реализуемые на основе функций левого полушария. Словесно-логическое мышление представляет собой наиболее поздний этап эволюционного и индивидуального развития мышления.
Физиологические основы мышления по сравнению с другими психическими процессами изучены в меньшей степени. Тем не менее, могут быть проведены некоторые аналогии. Например, с позиций теории функциональной системы П.К. Анохина основные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта.
Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез определяет зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существенно определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств.
Принятие решения в функциональной системе является решающим этапом. Оно представляет собой критический «пункт», в котором происходит организация комплекса управляющих, эфферентных возбуждений, порождающих в дальнейшем определенное действие.
Следует иметь в виду, что принятие решения - процесс, включающий разные уровни организации, - от отдельного нейрона, который продуцирует свой ответ в результате суммирования многих влияний, до системы в целом, интегрирующей влияния множества нейрональных объединений. Значение принятия решения в поведении и мыслительной деятельности очевидно.
Однако нейрофизиологические механизмы принятия решения должны существенно различаться в зависимости оттого, в контекст какой деятельности они включены. В сенсорных и двигательных системах при каждом перцептивном или двигательном акте происходит разнообразный и многосторонний выбор возможного ответа, который осуществляется на бессознательном уровне.
Принципиально иные нейрофизиологические механизмы имеют «истинные» процессы принятия решения, которые выступают как звено мыслительной деятельности человека. Будучи обязательным звеном в обеспечении всех видов познавательной деятельности, процесс принятия решения в каждом из них имеет свою специфику.
Перцептивное решение отличается от мнестического или решения мыслительной задачи, и что самое существенное, мозговое обеспечение этих решений включает разные звенья и строится на различных уровнях. Высшими мозговыми центрами, ответственными за принятие решение в мыслительной деятельности человека являются лобные доли коры больших полушарий, главным образом левого полушария.
2009-05-06 16:49:04 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |