Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 2

3.4. Влияние раннего опыта

В раннем возрасте обучение осуществляется благодаря пластичности нервной системы. Пластичность - способность нервной системы изменять свои морфо-функциональные характеристики под влиянием опыта. Известно, что функционально незрелые структуры обладают наибольшей пластичностью, т.е. способностью к реорганизации. Пластичность нервной системы в раннем онтогенезе связывается с присутствием в ней группы особых биохимических агентов - факторов роста нервной ткани /ФРН/, которые активизируют и интенсифицируют рост и развитие нервных клеток.

В настоящее время имеется множество экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что на ранних этапах развития изменения среды могут весьма существенно изменить морфо-функциональные особенности нервной системы, а также поведение животных и человека.

Для оценки диапазона пластичности нервной системы используются данные, получаемые в экспериментах на животных, с использованием среды разной степени насыщенности. Использование обогащенной и обедненной среды как методического приема впервые было предложено Д. Хеббом. Ссылаясь на результаты своих исследований, он сформулировал положение о том, что при восприятии животным в раннем периоде повышенной сенсорной стимуляции приобретается опыт, который находит отражение в более позднем развитии поведения. В дальнейшем метод выращивания животных в усложненной и примитивной среде применялся для выявления значения раннего опыта не только в формировании поведенческих реакций, но также и в развитии различных нейрофизиологических функций, структуры и метаболизма мозга.

Обогащение среды предполагает воспитание молодых животных в больших клетках, оборудованных различными устройствами и предметами (мостиками, лесенками, канатами, вращающимися колесами, игрушками и т.д.), количество и качество которых постоянно меняется. Частая смена обстановки требует от животного повышенной двигательной активности и исследовательской деятельности. Для обогащения среды используются также различные стимулы (зрительные, слуховые, вестибулярные, обонятельные). По контрасту с этим, обеднение среды идет по пути лишения разнообразия внешней обстановки. Крайний случай - выращивание животного в маленькой клетке в полной изоляции.

Показано, что морфологические и функциональные характеристики ЦНС закономерно меняются в зависимости от степени обогащенное™ внешней среды. Так, если детеныш растет в условиях сильного ограничения опыта, происходят морфологические изменения деструктивного характера в целом ряде центров головного мозга, одновременно с этим ухудшаются нейрофизиологические и биохимические показатели и наблюдаются значительные нарушения поведения.

При обогащении среды, напротив, отмечается усиленное развитие морфологических элементов: увеличиваются размеры мозга, в том числе длина полушарий и толщина новой коры, увеличиваются размеры нейронов, усиливается ветвление дендритов и т.д. Установлено, что животные, развивающиеся в усложненной внешней среде, по поведенческим показателям имеют высокую исследовательскую активность, выраженную способность взаимодействовать с внешними предметами и людьми. В целом, все перечисленное свидетельствует об улучшении динамики мозгового созревания.

Важно, что изменения, происходящие в нервной системе под влиянием внешних воздействий, специфически связаны с характером этих воздействий. Определенным образом организуя внешние воздействия, можно получить желаемое и селективное изменение функциональной активности нервных элементов.

Например, если одних котят выращивать в условиях, где единственным сложным зрительным стимулом будет рисунок из вертикально ориентированных черно-белых полос, а других - в условиях, где их будут окружать горизонтально ориентированные черно-белые полосы, то зрительная кора котят первой группы приобретет повышенную чувствительность к вертикальным линиям, и практически не будет реагировать на горизонтальные, а зрительная кора вторых, напротив, становится чувствительной к горизонтальным линиям и не реагирует на вертикальные.

Под влиянием раннего сенсорного опыта происходит специализация нейронов-детекторов коры больших полушарий, их «настройка» на восприятие стимула, наиболее часто встречающегося в среде. Подобная настройка представляет механизм адаптации, что непосредственно обнаруживается в поведении животных.

Котята первой группы испытывают трудности, поднимаясь по лестнице, так как они не видят горизонтальных линий, образуемых ступенями. Котята второй группы натыкаются на вертикально ориентированные ножки мебели. Следовательно под влиянием сенсорного опыта в период развития характер связей в зрительной системе котят изменяется таким образом, что в первой группе количество клеток, реагирующих на наиболее частые стимулы (вертикальные полосы) возрастает, а доля клеток, чувствительных к редким стимулам (горизонтальным полосам) убывает, во второй группе происходят противоположные процессы.

Итак, определенным образом организуя внешние воздействия, можно получить желаемое и селективное изменение функциональной активности нервных элементов.

Многочисленные исследования эффектов обогащенной и обедненной среды, проведенные на животных, убедительно свидетельствуют о решающем во многих отношениях значении раннего опыта. Закономерно возник вопрос: в какой мере эти выводы могут быть переадресованы развитию человека. Некоторые заболевания способны приводить к последствиям, аналогичным эффектам, которые у животных вызывает обеднение среды. Было установлено, что ограничение притока сенсорной информации в результате врожденных нарушений зрения или потери слуха, как показывают постмортальные исследования, сопровождаются сходными морфологическими изменениями. Так, у слепых от рождения людей, зрительные структуры мозга несут отчетливые признаки морфологического перерождения. В некоторых случаях предпринимались попытки восстановить зрение у слепых от рождения. В частности речь идет об удалении катаракты. При этом заболевании центральные структуры, ответственные за зрительную функцию, практически не страдают. Если удаление катаракты проведено в зрелом возрасте, пациенты остаются функционально слепыми, несмотря на восстановление зрительных возможностей. Если же удаление катаракты произведено в ближайшие после рождения сроки, у человека будет полноценное зрение.

Нейроны-детекторы в мозге человека также, по-видимому, подвергаются специализации под влиянием преобладающих в окружающей среде стимулов. Об этом свидетельствует «эффект наклона». Он проявляется в том, что стимулы вертикальной и горизонтальной ориентации различаются лучше, чем стимулы наклонной ориентации.

 

2009-05-06 16:49:04 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика