Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Физиологические основы психики. Ч. 1

5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СТРЕССА

5.1. Стресс физиологический и психоэмоциональный

Термин «стресс» был введен Г. Селье в 1929 г. Первоначально Селье использовал термин «стресс» для описания совокупности всех неспецифических реакций - функциональных или органических.

В настоящее время термин стресс используется для обозначения целого ряда явлений:

1) сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

2) сильная, неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

3) сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;

4) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных воздействиях на организм, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

5) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

Таким образом, стресс можно определить как неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.

Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, и индивидуальные особенности организма.

В связи с особенностями раздражителя принято выделять по крайней мере два вида стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный). Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называют стрессором.

Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего ночью по безлюдной улице человека может оказаться сильным стрессором. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс. Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятного фактора. Так, некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию в результате достаточно долгого их воздействия на человека. В случае кратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиеся программы реагирования и мобилизации ресурсов.

При длительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта. В первом варианте происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов. Причем, нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелые последствия для здоровья человека: например, сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.п. Во втором варианте перестройки функциональных систем как таковой не происходит. При этом, реакции на внешние воздействия имеют преимущественно локальный характер. Например, физические раздражители (жара или холод, сильный шум, духота и т.п.), действуют на низшие сенсорные механизмы, а такие раздражители как кофе, никотин, различные нейролептики и т.д. - действуют на организм через пищеварительный тракт и процессы метаболизма.

Физиологический стресс, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельности человека. В отличие от этого, психоэмоциональный стресс нередко возникает в результате собственной позиции индивида. Человек реагирует на то, что его окружает в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, которая зависит от личностных особенностей, социального статуса, ролевого поведения и т.п. Применяя во время стресса кофеин, алкоголь, никотин, наркотики и т.п., человек лишь усиливает отрицательное воздействие стресса.

Сущность реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимой для преодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальным условиям существования. Стресс служит для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий различной модальности как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность, направленную на противостояние опасным для него воздействиям. Одновременно с этим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различных физиологических и психологических реакций. Таким образом, стресс - это нормальное явление в здоровом организме, защитный механизм биологической системы.

Сказанное выше безусловно справедливо для физиологического стресса. Однако стрессовую реакцию, возникающую у современного человека при психоэмоциональном стрессе, нередко можно квалифицировать как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов, когда организм активизируется для физической деятельности (борьбы или бегства). В условиях социальной регламентации поведения нет места ни тому, ни другому. Очевидно, что цивилизованный человек не может ударить своего оппонента, даже если он абсолютно уверен в своей правоте.

Многократно возникающая и неполучающая разрядки стрессовая реакция нередко приводит к дисфункциональным и патологическим нарушениям, характеризующимся структурными изменениями в ткани и функциональной системе органа-мишени. Когда эти изменения появляются, вследствие стресса, начинается психосоматическое или психофизиологическое заболевание.

Тем не менее со времен Селье принято различать конструктивный и диструктивный аспекты стресса. Другими словами, не всякий стресс вреден. Стрессовая активация нередко является положительной силой, обогащая человека сознанием своих реальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, а ослабляющий и разрушающий стресс - дистрессом. Термин «стресс» означает ограничение или притеснение, а термин «дистресс» - пребывание в состоянии ограничения или притеснения.

На ранней стадии развития стресса, как правило, улучшается самочувствие и общее состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что если стресс возрастает и дальше, он становится вредным для организма.

 

2009-05-06 16:38:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика