Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

5.3. Методика проведения социально-психологического обеспечения

Организация усилий личности и всего коллектива на выполнение задачи предполагает непрерывное квалифицированное общение руководителя с сотрудниками. Через общение руководитель организует совместную деятельность коллектива, управляет деятельностью и поведением исполнителей.

Акт общения исключительно многозначен, он содержит в себе эмоциональный, интеллектуальный (смысловой), волевой, социальный, профессиональный аспекты и все их руководитель должен учитывать в своей управленческой деятельности.

Основой делового общения является доведение до исполнителя содержания управленческого решения, воли руководителя. Форма выражения этого решения может быть самой различной - от приказа, категорического требования до мягкой просьбы, совета, даже намека, но во всех случаях - это акт общения. Любое слово, обращенное к человеку, тем более руководителя к подчиненному, - это сигнал, стимул для его психики, на который должна последовать ответная реакция - конкретное действие. Чтобы реакция была положительной, т.е. ответное действие привело к цели и удовлетворяло руководителя, необходимо, чтобы сказанное отвечало следующим условиям.

- Подчиненный должен услышать, что руководитель обращается именно к нему, а не к кому-нибудь другому, т.е. обратить на него внимание. Далее, тон, выражение лица, дистанция, с которой к подчиненному обращается руководитель, должны соответствовать общепринятой или ожидаемой форме. Подчиненного могут интересовать, где, в какое время, в присутствии кого обратился к нему руководитель, что в это время делают другие члены коллектива и как они относятся к этому обращению. Форма обращения всегда отражает отношение говорящего, она может колебаться от самой безличной (следовательно, безразличной) до максимально конкретной, самой тонкой индивидуализации (интимной), и это выражается внешними признаками - голосом, мимикой и т.п.

В момент обращения осуществляется и визуальный и эмоциональный контакт между руководителем и подчиненным. Именно в этом скрыт секрет таких загадочных явлений, почему подчиненный, совершенно не расположенный выполнять какую-то работу, неожиданно для себя и для окружающих соглашается ее делать лишь потому, что к нему «так обратились». Или наоборот, простейшую задачу подчиненный противится исполнять лишь по той причине, что к нему «не так обратились». В этом выражается своеобразный протест подчиненного против неуважительного к себе отношения.

- Подчиненный должен понять содержание сказанного: что требуется, объем, качество, порядок, срок, средства и другие вопросы технологии выполнения задания или просьбы.

- Задание должно соответствовать способностям (знаниям, навыкам, умениям) подчиненного; для выполнения порученного дела должны иметься производственные возможности (время, материалы, инструменты). Содержание задачи и реальные возможности ее выполнения формируют у подчиненного личностный смысл выполнения задания, т.е. происходит интеллектуальное принятие поставленного задания.

- Подчиненный, исходя из прежнего опыта, должен быть уверен в постоянном и заинтересованном внимании руководителя к процессу работы, его готовности оказать всестороннюю (материальную, моральную, психологическую) помощь и поддержку как в периоды затруднений, так и во все время работы вплоть до ее завершения.

- Подчиненный должен предполагать, что во время работы он будет получать информацию о коллективной деятельности и успехах товарищей, удовлетворяя потребность в соревновании с ними, что сможет координировать свои усилия, чувствовать свое место в общей работе коллектива.

- Подчиненный, принимаясь за дело, должен осознавать, что ему оказано доверие, что его труд объективно необходим и социально важен, а не является прихотью руководителя, и что он будет по достоинству оценен и отмечен и руководителем и коллективом.

Если в прошлом опыте взаимоотношений подчиненного и руководителя каждый из перечисленных факторов выполнялся, у подчиненного будет сформировано доверие к любому слову, любому решению руководителя, уверенность в его социальной важности, обоснованности, психологической обеспеченности, и это будет являться гарантией деловых отношений и успехов в работе, основой взаимодействия и взаимопонимания.

Большое значение для эффективности управленческой деятельности имеют личные качества руководителя - его профессиональная компетентность, опыт, знания, культура, привлекательность. Немаловажное значение имеет и такое качество, как общительность. Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими людьми, отсутствием замкнутости, изолированности и т.п. Общительность предполагает в большей степени не частоту контактов, а их эмоционально-положительный тон, их глубину и доверительность.

Исследования психологов показывают, что существуют руководители разного уровня общительности, причем каждый уровень имеет свои положительные и отрицательные стороны. Против ожиданий высокий уровень общительности не является качеством абсолютно положительным, в то же время и низкая общительность сама по себе не может рассматриваться как отрицательный фактор в деятельности руководителя. В процессе подготовки руководителей целесообразно использовать наиболее сильные их стороны и развивать взаимодополняющие и компенсирующие качества личности.

Поскольку общение - процесс двусторонний, то общительность руководителя проявляется в связи и в некоторой зависимости от коммуникативных и других характеристик членов коллектива. Существенным фактором в этом случае является также характеристика самого коллектива, уровень его организованности, сработанности, морально-психологического климата. Кроме того, у членов коллектива существует социально-психологическая установка на определенный уровень общения с руководителем (готовность принять некоторый уровень общительности). Сверхобщительные руководители так же, как и замкнутые, вызывают рассогласование между их поведением и установками членов коллектива. Всякое рассогласование такого рода - это противоречие, разрешение которого может привести при отсутствии культуры общения к конфликту.

С психологической точки зрения, каждый акт общения и взаимодействия двух людей, руководителя и подчиненного, в частности, по любому вопросу -производственному, общественному или личному, для руководителя всегда является решением проблемной ситуации различной сложности. Психологический смысл его заключается в том, что результатом решения для руководителя должен быть положительный ответ, который удовлетворит какую-то его потребность и как руководителя, и как личности.

Следовательно, уже в самом обращении к подчиненному, связанному с необходимостью решения какой-то проблемы, руководитель должен учитывать вероятность положительного ее решения. Именно в умении угадывать, достоверно прогнозировать ответную реакцию, ответные действия подчиненного на каждый свой шаг в конкретных обстоятельствах и быстро решать проблемную ситуацию и заключается психологическое обеспечение деятельности.

Для успешного руководства коллективом руководителю необходимо обладать способностью предвидения, умением перспективно прогнозировать человеческие отношения и человеческое поведение. На основании знаний сотрудников, их особенностей, своеобразия своего коллектива, специфики производства руководитель должен уметь наперед создавать наиболее благоприятные для их деятельности условия, с дальней перспективой решать все производственные и социальные вопросы, возникающие сегодня, так строить стратегию взаимоотношений с сотрудниками, чтобы всем была видна перспектива развития каждого в отдельности, коллектива и производства в целом.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика