Социальная психология управления
5.3. Методика проведения социально-психологического обеспечения
Организация усилий личности и всего коллектива на выполнение задачи предполагает непрерывное квалифицированное общение руководителя с сотрудниками. Через общение руководитель организует совместную деятельность коллектива, управляет деятельностью и поведением исполнителей.
Акт общения исключительно многозначен, он содержит в себе эмоциональный, интеллектуальный (смысловой), волевой, социальный, профессиональный аспекты и все их руководитель должен учитывать в своей управленческой деятельности.
Основой делового общения является доведение до исполнителя содержания управленческого решения, воли руководителя. Форма выражения этого решения может быть самой различной - от приказа, категорического требования до мягкой просьбы, совета, даже намека, но во всех случаях - это акт общения. Любое слово, обращенное к человеку, тем более руководителя к подчиненному, - это сигнал, стимул для его психики, на который должна последовать ответная реакция - конкретное действие. Чтобы реакция была положительной, т.е. ответное действие привело к цели и удовлетворяло руководителя, необходимо, чтобы сказанное отвечало следующим условиям.
- Подчиненный должен услышать, что руководитель обращается именно к нему, а не к кому-нибудь другому, т.е. обратить на него внимание. Далее, тон, выражение лица, дистанция, с которой к подчиненному обращается руководитель, должны соответствовать общепринятой или ожидаемой форме. Подчиненного могут интересовать, где, в какое время, в присутствии кого обратился к нему руководитель, что в это время делают другие члены коллектива и как они относятся к этому обращению. Форма обращения всегда отражает отношение говорящего, она может колебаться от самой безличной (следовательно, безразличной) до максимально конкретной, самой тонкой индивидуализации (интимной), и это выражается внешними признаками - голосом, мимикой и т.п.
В момент обращения осуществляется и визуальный и эмоциональный контакт между руководителем и подчиненным. Именно в этом скрыт секрет таких загадочных явлений, почему подчиненный, совершенно не расположенный выполнять какую-то работу, неожиданно для себя и для окружающих соглашается ее делать лишь потому, что к нему «так обратились». Или наоборот, простейшую задачу подчиненный противится исполнять лишь по той причине, что к нему «не так обратились». В этом выражается своеобразный протест подчиненного против неуважительного к себе отношения.
- Подчиненный должен понять содержание сказанного: что требуется, объем, качество, порядок, срок, средства и другие вопросы технологии выполнения задания или просьбы.
- Задание должно соответствовать способностям (знаниям, навыкам, умениям) подчиненного; для выполнения порученного дела должны иметься производственные возможности (время, материалы, инструменты). Содержание задачи и реальные возможности ее выполнения формируют у подчиненного личностный смысл выполнения задания, т.е. происходит интеллектуальное принятие поставленного задания.
- Подчиненный, исходя из прежнего опыта, должен быть уверен в постоянном и заинтересованном внимании руководителя к процессу работы, его готовности оказать всестороннюю (материальную, моральную, психологическую) помощь и поддержку как в периоды затруднений, так и во все время работы вплоть до ее завершения.
- Подчиненный должен предполагать, что во время работы он будет получать информацию о коллективной деятельности и успехах товарищей, удовлетворяя потребность в соревновании с ними, что сможет координировать свои усилия, чувствовать свое место в общей работе коллектива.
- Подчиненный, принимаясь за дело, должен осознавать, что ему оказано доверие, что его труд объективно необходим и социально важен, а не является прихотью руководителя, и что он будет по достоинству оценен и отмечен и руководителем и коллективом.
Если в прошлом опыте взаимоотношений подчиненного и руководителя каждый из перечисленных факторов выполнялся, у подчиненного будет сформировано доверие к любому слову, любому решению руководителя, уверенность в его социальной важности, обоснованности, психологической обеспеченности, и это будет являться гарантией деловых отношений и успехов в работе, основой взаимодействия и взаимопонимания.
Большое значение для эффективности управленческой деятельности имеют личные качества руководителя - его профессиональная компетентность, опыт, знания, культура, привлекательность. Немаловажное значение имеет и такое качество, как общительность. Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими людьми, отсутствием замкнутости, изолированности и т.п. Общительность предполагает в большей степени не частоту контактов, а их эмоционально-положительный тон, их глубину и доверительность.
Исследования психологов показывают, что существуют руководители разного уровня общительности, причем каждый уровень имеет свои положительные и отрицательные стороны. Против ожиданий высокий уровень общительности не является качеством абсолютно положительным, в то же время и низкая общительность сама по себе не может рассматриваться как отрицательный фактор в деятельности руководителя. В процессе подготовки руководителей целесообразно использовать наиболее сильные их стороны и развивать взаимодополняющие и компенсирующие качества личности.
Поскольку общение - процесс двусторонний, то общительность руководителя проявляется в связи и в некоторой зависимости от коммуникативных и других характеристик членов коллектива. Существенным фактором в этом случае является также характеристика самого коллектива, уровень его организованности, сработанности, морально-психологического климата. Кроме того, у членов коллектива существует социально-психологическая установка на определенный уровень общения с руководителем (готовность принять некоторый уровень общительности). Сверхобщительные руководители так же, как и замкнутые, вызывают рассогласование между их поведением и установками членов коллектива. Всякое рассогласование такого рода - это противоречие, разрешение которого может привести при отсутствии культуры общения к конфликту.
С психологической точки зрения, каждый акт общения и взаимодействия двух людей, руководителя и подчиненного, в частности, по любому вопросу -производственному, общественному или личному, для руководителя всегда является решением проблемной ситуации различной сложности. Психологический смысл его заключается в том, что результатом решения для руководителя должен быть положительный ответ, который удовлетворит какую-то его потребность и как руководителя, и как личности.
Следовательно, уже в самом обращении к подчиненному, связанному с необходимостью решения какой-то проблемы, руководитель должен учитывать вероятность положительного ее решения. Именно в умении угадывать, достоверно прогнозировать ответную реакцию, ответные действия подчиненного на каждый свой шаг в конкретных обстоятельствах и быстро решать проблемную ситуацию и заключается психологическое обеспечение деятельности.
Для успешного руководства коллективом руководителю необходимо обладать способностью предвидения, умением перспективно прогнозировать человеческие отношения и человеческое поведение. На основании знаний сотрудников, их особенностей, своеобразия своего коллектива, специфики производства руководитель должен уметь наперед создавать наиболее благоприятные для их деятельности условия, с дальней перспективой решать все производственные и социальные вопросы, возникающие сегодня, так строить стратегию взаимоотношений с сотрудниками, чтобы всем была видна перспектива развития каждого в отдельности, коллектива и производства в целом.
2009-05-06 15:52:12 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |