Социальная психология управления
Примеры групп с корпоративной направленностью можно найти в производственной среде: есть такие бригады, отделы, цехи и другие подразделения, в которых корпоративный дух еще силен; имеют место корпоративные группы в студенческой среде, в семейной сфере, т.е. там, где не реализуются полностью признаки коллектива, не совершенна структура; отсутствует совместная деятельность, явно полезная для общества; стиль руководства не соответствует условиям и задачам развития коллектива.
Коллектив рождается в том случае, если в группе находятся здоровые силы, и в первую очередь, зрелое в социальном отношении ядро, которые не дадут группе обособиться, не позволят, чтобы антигрупповые цели противопоставлялись целям общественно полезным. Таким образом, коллектив - это зрелость группы прежде всего морально-психологическая, мировоззренческая.
Эту последнюю стадию развития группы психологи называют стадией синтеза, можно добавить в первом случае синтеза негативного (корпорация), во втором -позитивного (коллектив).
Когда мы квалифицируем какую-то группу как корпорацию или коллектив, надо иметь ввиду, что это не чистое, стерильное образование того или иного порядка. В самом здоровом коллективе возможны и будут иметь место какие-то корпоративные тенденции - устаревшие понятия, ложные ценности, обывательские мотивы и т.д.
Точно так же и в корпорации, рядом с ее самым верным признаком «все для себя» будут спокойно соседствовать здоровые явления - хорошая работа, выполнение плана, порядок и другие признаки здорового образа жизни. Диалектика борьбы коллективных и корпоративных тенденций в группе - явление закономерное, все дело в принципиальном вопросе определения уровня зрелости группы.
В силу различных обстоятельств коллектив может развиваться неравномерно, одни стадии он может проходить быстрее, другие медленнее. Темпы развития зависят от многих причин как внешних, так и внутренних. Изменения, которые происходят в обществе, экономике, производстве данной отрасли, а также в жизни самих коллективов (изменение состава, обновление техники и технологии производства, развитие каждой личности, изменения в межличностных отношениях и т.п.) будут создавать благоприятные или неблагоприятные условия для соответствующего темпа развития группы.
Если все эти условия складываются максимально благоприятно, все признаки реализуются полностью, процесс развития группы протекает успешно и быстро. Если же обстоятельства складываются неблагоприятно, что не позволяет реализоваться всем или некоторым основным признакам, прогрессивное развитие группы может задержаться, остановиться и даже стать регрессивным.
Наиболее характерными причинами, замедляющими процесс развития группы, являются следующие:
1. Приход нового руководителя, стиль руководства которого резко отличается от стиля руководства предыдущего руководителя, особенно когда заметны морально-психологические различия.
2. Обновление количественного состава группы более чем на 1/3, или приход новых людей, более активных, деятельных, грамотных, в результате чего изменяется качественная характеристика группы.
3. Реорганизация производства, когда новая техника и технология принципиально изменяют характер труда.
4. Принципиальные изменения в организационной структуре подразделения. Каждая из названных причин влечет за собой перестройку всего социального организма, всех его систем, изменяет весь ритм его жизнедеятельности, и развитие коллектива действительно протекает неравномерно - затормаживается и осложняется.
2009-05-06 15:52:12 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |