Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

Этот период, как правило, протекает напряженно, иногда конфликтно, и в этих условиях весьма важна правильная, мудрая позиция руководителя в организации совместной деятельности и сплочения коллектива. Отношение к делу - критерий, на котором познается истинная цена человека, критерий по которому жизнь всех расставляет по своим местам. Коллективная общественно полезная работа есть лучший судья в разрешении многих противоречий. Данный период развития коллектива называют стадией дифференцирования.

На этом этапе происходит групповая дифференциация: образуются микрогруппы по различным признакам (бытовым интересам, вкусам, национальностям, землячеству и т.п.) вокруг наиболее активных, деятельных, информированных, коммуникабельных, притягательных, симпатичных людей -лидеров этих направлений, т.е. формируется психологическая структура коллектива.

Выделяется группа инициативных, активных, быстро и четко выполняющих задания работников. Они задают тон в коллективе, формируют общественное мнение. Самая многочисленная группа - добросовестные исполнители, поддерживающие требования руководителя, но своей инициативы не проявляющие. Еще ниже, если придерживаться уровневого принципа деления, располагается группа пассива.

Все эти группы людей, особенно крайние - актив и пассив - по качественному составу не однородны. Активных и пассивных людей следует различать, с одной стороны, по их индивидуально-психологическим особенностям, по темпераменту, с другой - по внутренней мотивации.

В первом случае характер активности определяется природными свойствами человека, которые проявляются в общении во всякой обстановке - на работе, дома, на улице и т.д. Это могут быть люди с быстрой реакцией, живые, подвижные, непоседливые, или, наоборот, с реакцией замедленной - инертные, медлительные, обособляющиеся. В коллективе к ним относятся с пониманием.

Во втором случае характер активности определяется осознанной позицией человека по отношению к обществу, коллективу, его моральными принципами. Эта активность может быть двух видов социальной направленности. Первая категория людей более или менее однородна - это люди убежденные, морально надежные и в работе и в человеческих отношениях, хотя по темпераменту среди них могут быть и подвижные, непоседливые (что соответствует общепринятому понятию - активный), и малоподвижные, инертные. Это противоречие при поверхностной их оценке иногда вводит окружающих в заблуждение. Вторая категория людей весьма разномастна, она имеет широкий спектр проявлений. Сюда относятся и просто недисциплинированные, ленивые, мелкокорыстные обыватели, приспособленцы и накопители, бюрократы и слепые исполнители, проявляющие себя в жизни довольно пассивно, являющиеся своего рода социальным балластом, и люди аморальные, с дезорганизаторской психологией - чрезмерной амбицией, тщеславием, критиканы, дебоширы, откровенные демагоги, рвачи и авантюристы, проявляющие себя довольно активно, иногда агрессивно.

Некоторые из таких людей в силу своей внешней активности могут оказаться в составе актива и своей работой приносить вред делу воспитания. Это категория людей немногочисленна, в коллективе они вызывают осуждение и неприязнь. Работа с ними требует особого внимания и индивидуального подхода, умения разобраться в мотивах поведения этих людей, чтобы принять действенные меры воспитания.

В результате процесса дифференциации в группе происходят положительные изменения, разрешаются конфликты и преодолеваются многие противоречия, начинают формироваться более зрелые, целесообразные для деятельности и устраивающие людей взаимоотношения, обеспечивающие успешность групповой сплоченности и достижение высокого результата в совместной деятельности. В процессе позитивных изменений прогрессирует психологическая совместимость, которая, в свою очередь, способствует повышению производительности труда.

Если переходным в развитии группы от конгломерата к кооперации считается момент «прорыва» накопившихся противоречий, то следующим переходным периодом от кооперации к коллективу можно считать установившееся после «выяснения отношений» состояние облегчения и стабильности. Внешне это иногда выражается в каких-то организационных изменениях: перемещение людей, смена или обновление состава актива и т.п. Но главные изменения носят качественный характер. Стабилизируется система межличностных отношений, она приближается к оптимальной и удовлетворяет в основном большинство членов коллектива. Психологическая атмосфера в коллективе становится более устойчивой, деловой, здоровой, оптимистической.

На этой стадии развития зарождается требовательность коллектива к каждому члену, которая переходит затем к такому состоянию, когда каждый член коллектива обретает требовательность к самому себе и к товарищам, - это высший тип требовательности, и он свидетельствует о том, что группа поднялась в своем развитии до высшего уровня, до коллектива. Достигнуто внутреннее единство группы по всем параметрам - профессиональному, социальному, бытовому, психологическому. Именно на этом уровне члены коллектива идентифицируют себя с группой на более высоком уровне, на смену стихийно возникшему вначале чувству «моя группа» приходит определенная психологическая фиксация принадлежности к группе - здесь происходит процесс обособления, внутренней слитности и спаянности, которые характерны для отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. О высокой степени зрелости коллектива свидетельствует также воспитанное у его членов чувство защищенности. Оно возникает там, где есть гордость коллектива, где есть требование к каждой личности, то есть где каждая личность чувствует себя защищенной от насилия и самодурства, от издевательства.

Все эти процессы приводят к высокому уровню автономности в группе и это проявляется в активной саморегуляции многих внутриколлективных проблем - от бытовых, личных до производственных, в установлении явных признаков самоуправления в группе.

Но поскольку мотивы такой слитности, спаянности, приводящие к обособленности, различны, то от уровня автономности развитие может идти в двух направлениях - к коллективу или к корпорации. В том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, если группа оторвет себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, наконец, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять эти цели «любой ценой», в том числе и за счет других групп, группа придет к корпорации.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика