Социальная психология управления
4.2. Динамика формирования коллектива
Формальным началом формирования коллектива является официальный документ о его создании (решение, приказ), в котором определяются: цель создания коллектива, характер производственной деятельности и ее материально-техническая база, структура (штатное расписание) коллектива, руководитель и все необходимые подразделения. Таким образом, изначально определяется главное - цель и производственная основа коллектива. Затем, для нормального функционирования коллектива, создается социальная структура - общественные организации, призванные воспитывать членов коллектива.
В формально созданном коллективе степень зрелости производственной и социальной структур, естественно еще не высока, в нем происходят сложные адаптационные процессы установления деловых отношений между людьми, согласования функций и усилий, освоения новых ролей, обязанностей в новых условиях. В психологическом плане это еще не коллектив, а диффузная группа (конгломерат) - группа ранее непосредственно незнакомыхлюдей, собранных (или оказавшихся) на одном пространстве и в одно время. Это самый низший уровень объединения людей, как бы нулевая точка отсчета для определения начала формирования коллектива.
Примером конгломерата может служить любое скопление людей в одном месте и в одно время - пассажиры транспорта, покупатели в магазине, зрители в театре и т.п. В психологическом плане конгломератом будет являться и вновь организованное подразделение - производственная бригада, отдел или участок - из людей ранее знакомых, например из работников одного завода.
Этот этап характеризуется тем, что в это время люди знакомятся друг с другом, с обстановкой, начинают привыкать ко всему окружающему, поэтому этот период развития коллектива называют стадией ориентировки, знакомства и адаптации. Общение и взаимодействие людей в группе на этом этапе носит преимущественно поверхностный и ситуативный характер, определяемый общепринятыми нормами и правилами поведения и эмоциональными предпочтениями. Однако в группе формально организованной по сравнению со случайным скоплением людей общение уже опосредуется перспективой будущей совместной деятельности. Это накладывает отпечаток на избирательность контактов, установления отношений с товарищами, эмоциональные факторы (симпатии и антипатии) в этом случае будут направляться и проявляться не так, как при случайном скоплении людей.
Эта стадия развития коллектива характеризуется положительным эмоциональным тоном и тенденцией профессионального, социального и особенно психологического единения. Психологи называют этот период стадией первичного синтеза, когда стихийно возникает чувство «моя группа», «мы» в отличие от «они» - другие группы.
Руководство группой осуществляет руководитель единолично, его требования являются для всех обязательными (и редко встречают возражения), он устанавливает групповые порядки, нормы, правила, организует совместную деятельность, в результате чего формируется коллективное мнение, зарождаются коллективные обычаи, традиции. Среди множества задач, которые приходится решать руководителю на этом этапе, главная - это внимательное изучение людей, выявление их способностей и качеств, подбор актива из числа наиболее сознательных, знающих дело людей. Это, как правило, бесконфликтный период в жизни коллектива, но накапливающиеся некоторые несоответствия и противоречия притормаживают развитие группы и со временем потребуют своего разрешения. Наиболее характерные из них следующие.
Во-первых, при установлении первых контактов люди больше руководствуются внешними, эмоциональными признаками, и вполне возможны ошибки в выборе, которые выявятся позднее, когда в процессе деятельности они узнают друг друга лучше и возникнет потребность разрешить это противоречие, провести ревизию некоторых связей и отношений. В человеческих отношениях этот процесс всегда протекает трудно, болезненно, конфликтно.
Во-вторых, на этом этапе в роли лидеров (чаще психологических, но иногда и формальных, назначаемых без достаточного знания их качеств) не редко оказываются люди, в силу своих индивидуальных особенностей - общительности, информированности, хорошей ориентировки - способные успешно решать задачи именно этого периода - знакомства, ориентировки и адаптации, но для работы на следующих этапах развития коллектива, когда необходимы другие качества - большая основательность, уравновешенность, стабильность, чувство далекой перспективы - не подходящие. Кроме того, в роли лидеров могут оказаться случайные люди, даже антисоциально направленные. В этом случае противоречия неизбежны.
В-третьих, на этапе совместной деятельности между членами коллектива постепенно и незаметно начинает выявляться целый ряд несоответствий, на первый взгляд мелких и незначительных (вкусов, привычек, навыков, позиций, отношений), во всех сферах деятельности - профессиональной, социальной, бытовой, личных взаимоотношений, которые в процессе адаптации не изменились, не нивелировались, не оказались приведенными «к общему знаменателю». Это несходство, накопившись, может превратиться в противоречия, логически трудно объяснимые, но психологически ощущаемые как дискомфорт, общая тяжесть, неблагоприятная атмосфера.
Переходным в развитии группы можно считать период разрешения накопившихся противоречий, в результате чего группа поднимается в своем развитии на новую ступень - от конгломерата к кооперации, это уровень более высокий. Кооперация - форма труда, при которой много лиц планомерно работает рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производства. Принцип такого кооперативного взаимодействия с области экономической распространяется на область социальных явлений. Сущность его заключается в том, что в любой деятельности внимание концентрируется не на внешней, формальной, стороне данной деятельности, а на внутренней - сущностной, содержательной, когда для пользы и успеха личное, индивидуальное приносится в жертву, подчиняется.
Поводом для начала разрешения противоречий чаще всего становится возникшее перед группой препятствие: им могут быть особое задание, объективные трудности выполнения плановых заданий месяца и другие, для преодоления которых необходимы довольно большие коллективные усилия, требующие подчинения интересов личных, микрогрупповых интересам всего коллектива.
2009-05-06 15:52:12 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |