Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА

4.1. Коллектив и его основные признаки

«Коллектив - это социальный организм в здоровом человеческом обществе» - так образно определил коллектив А.С. Макаренко. Если продолжать сравнение с организмом, коллектив зарождается и успешно развивается, созревает и может иметь долгую и здоровую будущность лишь при благоприятных социальных условиях. Если социальные условия не благоприятны, коллектив может и не родиться, или, родившись, развиваться медленно, неравномерно, болезненно, он может и прекратить свое существование, умереть. В сравнении коллектива с организмом охвачена его живая сущность. Ни с какой самой сложной машиной или технической системой коллектив сравнить невозможно, потому что даже детальное знание всех элементов, черт, признаков, особенностей и других характеристик коллектива, которые мы искусственно выделяем с целью его изучения, никогда до конца не раскроет тайны сложного социального организма - коллектива. Познать до конца его невозможно, потому что он находится в постоянном развитии, лишь непрерывное, целенаправленное и заинтересованное его изучение позволит руководителю эффективно управлять им, создавая для его развития наиболее благоприятные условия.

Социально-психологические признаки коллектива: единство целей; совместная деятельность по достижению этих целей; организационная структура; морально-психологический климат. Эти признаки находятся в системной зависимости друг от друга. Отсутствие или неполное проявление любого из них разрушает систему, и создание коллектива становится проблематичным или невозможным.

Единство общественно полезных целей для членов группы - главный, определяющий признак коллектива, фундаментальный фактор, образующий коллектив. Однако единство целей нельзя понимать упрощенно, как простую сумму и одинаковость индивидуальных целей. В процессе жизни у личности формируется определенная система целей - личных и общественных, важных и второстепенных, перспективных и ситуативных и т.п., и еще неизвестно, какие конкретно потребности и интересы привели людей к совместной деятельности. «Включаясь в совместную деятельность, люди могут иметь (и обычно имеют) разные цели, - пишет психолог Б.Ф. Ломов, - случаи их полного совпадения -скорее исключение, чем правило». Эти различия определяются многими факторами: возрастом, уровнем образования, общего развития, жизненным опытом, индивидуальными психологическими различиями, но все эти различия не приводят, не должны приводить к антагонизму во взглядах, к противоположным позициям в оценке общественных событий.

Главным фактором, который и объединяет и разъединяет людей, являются их нравственные позиции. Трудно представить единство жизненных целей людей, не объединенных общими нравственными принципами. Однако одна только общность интересов и целей людей не означает, что она автоматически и во всех случаях приводит к формированию трудовых коллективов. Для этого нужны и другие объективные условия: материальные, организационные, психологические, и в первую очередь, - совместная деятельность. Связь совместной деятельности и общей цели - прямая. Формирование общей цели является первым и непременным условием совместной деятельности. Если такая цель (по каким-либо причинам) не сформирована, то совместная деятельность просто не состоится. Чем перспективнее общая цель, тем прочнее фундамент для совместной деятельности и больше возможность интеграции индивидуальных мотивов. Мелкие, частные, ограниченные цели - ненадежный фундамент для образования коллектива.

Совместная деятельность невозможна без общения, как без общения немыслима вообще социальная общность. Группа, члены которой не имеют возможности общаться непосредственно, контактно, распадается, утрачивает социальные связи, привязывающие людей друг к другу. Степень интенсивности и характер общения, его культура и такт прямо влияют на продуктивность совместной деятельности, как своего рода психологическая «смазка» на эффективность работы социальной машины. В процессе общения рождается взаимопонимание людей и эмоциональные тяготения друг к другу, согласовываются совместные действия, формируется солидарность, единство мнений, оценок, усилий, рождается эффект сопричастности.

Совместная деятельность, кроме общей цели, предполагает и единый технологический процесс, приводящий к единому конечному результату. Организация совместной деятельности требует согласования усилий всех членов группы по месту, времени, специализации, а это значит, что необходимы планирование, внутригрупповая кооперация и разделение труда, координация и стимулирование усилий работающих, а также оценка результатов как индивидуальных, так и совместных действий на всех этапах деятельности.

Совместная деятельность может быть различной степени согласованности. Выделяют, в основном, три уровня согласования действий работающих.

Первый, самый низкий уровень согласования действий характеризуется тем, что каждый работник на своем рабочем месте выполняет задание, технологически не связанное с заданиями других работников, но в одно и то же с ними время, например, когда в одном помещении работают люди, производственные функции которых не взаимосвязаны. Объективной зависимости между работающими в процессе деятельности нет; это не совместная деятельность, а деятельность рядом в одно время. Связи между работающими на этом уровне самые поверхностные - на базе эмоциональных предпочтений. Формирование коллектива при таком уровне согласования действий весьма затруднено.

В основе второго уровня согласования лежит кооперация действий на основе разделения труда, распределения трудовых операций - это конвейерный тип согласования; каждый последовательно выполняет свою задачу, являющуюся частью общей задачи. Он требует большего взаимопонимания, координации усилий, достаточного профессионализма и более, чем первый, способствует, формированию коллектива.

Третий, самый высокий уровень - это уровень согласования действий непрерывного, комплексного типа: все, имея высокую профессиональную подготовку, на основе максимальной взаимозаменяемости могут делать и делают все. Это не всегда достижимо при современном развитии производства, но сам факт возможности такой взаимозаменяемости рождает особое чувство трудовой солидарности и ответственности. Бригадные формы организации труда дают хорошие примеры высшего уровня согласования действий работников. Характерной чертой этого уровня является полное взаимопонимание и высокая психологическая совместимость в процессе деятельности. Технологический процесс, таким образом, протекает в максимально благоприятной психологической атмосфере, и деятельность приобретает социально полезное значение, что служит прочным основанием для успешного формирования коллектива. Совместная деятельность в этом случае переходит в деятельность коллективную, деятельность высшего уровня.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика