Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

3.3. Психологическая подготовленность руководителя

Работа с людьми требует знания их психологических особенностей. Каждый человек в той или иной мере - психолог, так как он не может жить среди людей, не разбираясь в их внутреннем мире - чувствах и мыслях, настроениях и намерениях, не считаясь с ними, не умея общаться, строить деловые взаимоотношения. У одних это получается лучше, у других - хуже. Одни имеют тонкое чутье на человеческую душу, умеют видеть мельчайшие нюансы в настроении и поведении людей, другие глухи к этим интимным сторонам, плохо понимают людей, не умеют строить свои взаимоотношения с ними, оказываются неуживчивыми, конфликтными.

До недавнего времени обыденных психологических знаний и умений было достаточно для любого специалиста - инженера, экономиста, оператора, чтобы возглавить трудовой коллектив. В настоящее время житейских психологических наблюдений для руководителя уже недостаточно. Ему необходима подлинно научная психологическая подготовка.

В условиях научно-технического прогресса руководить людьми, управлять коллективом становится все сложнее вследствие целого ряда причин. Усложнились хозяйственные связи современного производства. Руководителю в этих условиях нужно уметь убедить работников в целесообразности тех или иных управленческих решений, многих нововведений, сформировать у них положительное отношение к внутреннему принятию его замыслов. Для этого руководителю нужна не только профессиональная компетентность, но и определенная психологическая подготовленность, способность заинтересовывать, переубеждать, доказывать.

Изменился и духовный мир личности: всестороннее развитие получают способности, растут и развиваются потребности людей. Все большее значение приобретают моральные стимулы труда, а это означает, что существенно изменились мотивы трудовой деятельности. У человека расширился круг интересов, выросли нравственные, политические, эстетические и другие духовные потребности, люди стали более чутки, требовательны в общении друг с другом.

Сегодня в работе руководителя особую значимость приобретают знание коллектива и умение им управлять. Подбор людей, формирование между ними правильных взаимоотношений, сплочение их в единый трудовой коллектив, способность предвидеть возможные разногласия и предупреждать их, мобилизация коллективных усилий на выполнение производственных заданий и другие задачи, которые сегодня становятся в центре внимания руководителя, требуют от него глубоких знаний психологии коллектива, развитых умений руководства. Организация эффективной коллективной деятельности - главнейшая функция руководителя, поэтому ему важно сосредоточить свое внимание на психологических закономерностях, обусловливающих успешную совместную деятельность людей.

Руководитель, управляя производством, определяет функции своих помощников и специалистов по направлениям (экономистов, плановиков, проектировщиков, эксплуатационников, наладчиков, контролеров и других), для выполнения каких-то конкретных задач он может давать необходимые полномочия отдельным специалистам на определенный период, но работу с людьми руководитель перепоручить кому бы то ни было не может. Руководство людьми, организация коллективной деятельности - непосредственная функция руководителя, его личная прерогатива.

Психологическая компетентность руководителя предполагает:

- глубокое понимание особенностей психического отражения, знание законов психологического развития человека;

- умение по внешним признакам понимать психическое состояние человека в определенный момент, способность поставить себя на его место, сопереживать с ним;

- способность по внешним проявлениям, высказываниям и отношениям, действиям и поступкам человека определять устойчивые психические свойства - характер, способности, убеждения, взгляды, вкусы;

- умение отдельные поступки и действия человека выстраивать в систему, анализировать их и делать заключения о побудительных мотивах его поведения, о его планах и перспективах, целях и установках;

- умение наблюдать и анализировать поведение и деятельность человека за длительный период, видеть динамику изменений в психическом развитии, рост (или задержку) в профессиональной, нравственной, культурной и других сферах деятельности, умение помочь человеку в его совершенствовании, преодолении инерции;

- умение видеть, какие социальные роли выполняет человек в коллективе, какое влияние он оказывает на морально-психологический климат коллектива, умение помочь каждому найти свое место в коллективе;

- способность понимать, какие социально-психологические явления зреют в «недрах» коллектива, предупреждать и умело разрешать проблемные ситуации, возникающие в человеческих отношениях;

- понимание психологической сущности общения людей самых разных категорий, знание его механизма и «секретов»;

- знание собственных психологических возможностей, способность предвидеть последствия своих действий и объективно оценивать их результаты. Таким образом, социально-психологическая компетентность руководителя - глубокое понимание психологии отдельных людей, всего коллектива, умение управлять психическим состоянием людей, формировать здоровый морально-психологический климат в коллективе и на этой основе психологически обеспечивать выполнение конкретных заданий каждым человеком и коллективом в целом.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика