Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

Современному руководителю трудового коллектива нередко приходится играть роль лидера, инициатора того или иного начинания, вести за собой людей с помощью личного примера. И здесь уже без научных знаний об авторитете и взаимных влияниях людей друг на друга не обойтись. Закономерности ролевого поведения в тех или иных управленческих ситуациях стали предметом специального анализа и обучения руководящих кадров.

Важнейшими функциями профессионального руководства, как известно, являются: планирование, организация, контроль, принятие решений, социальное развитие, стимулирование и мотивация (понимаемые как побуждение работников, их своевременное поощрение и наказание). Выполнение каждой из этих функций имеет собственную психологическую специфику, требует особых знаний и навыков. Реализация функций руководства осуществляется в процессе организаторской деятельности, успешное решение задач которой требует организаторских способностей. Суть этих способностей, например у мастера на производстве, состоит в умении достигать сплоченности и цельности рабочего коллектива как системы взаимодействия человеческих и технико-экономических факторов, обеспечивать ритмичность и эффективность работы. Мастер как профессиональный управляющий обязан знать закономерности поведения людей, чтобы эффективно настроить все процессы взаимодействия в коллективе в нужном режиме.

Таким образом, в рамках социальной психологии структура деятельности руководителя может рассматриваться как полифункциональная, соединяющая в себе управленческие функции с организаторскими способностями. Весьма важным, а подчас ведущим в деятельности руководителя, выступает воспитательная ее направленность, т.е. целенаправленное воздействие на членов коллектива и их педагогическое просвещение.

Социально-психологический принцип руководства людьми состоит в том, что оно должно быть оперативным и психологически эффективным по своему воздействию на личность подчиненных, что достигается четким определением задачи и целей деятельности, с учетом возможностей подчиненных и объективных показателей их поведения и труда.

В этом аспекте особенно велика значимость управленческой этики и моральных факторов стимулирования. Управленческая этика - моральные принципы деятельности работников управленческого труда. Моральные факторы стимулирования - гласность поощрения, положительная оценка работы подчиненного, простота общения руководителя и его доступность для подчиненных.

В практике руководства на производстве бывают случаи произвола. Сталкиваясь с подобными фактами, необходимо иметь в виду, что многие формы межличностных конфликтов, грубости и нетактичности во взаимоотношениях нередко провоцируются плохой организацией труда, обнажающей негативные стороны человеческих отношений. Устанавливать и укреплять трудовую дисциплину руководителю разумнее с помощью организационно-воспитательных, нежели административных мер. Но на этом пути его обычно поджидают конфликты.

Анализ социального конфликта - вид управленческой деятельности по изучению конфликтной ситуации. Этика поведения руководителя в ситуациях конфликта с подчиненными состоит не в том, чтобы избегать их, а в том, чтобы, разрешая тот или иной конфликт, критикуя подчиненного, не разрушать личный контакт с ним, оберегая личное достоинство человека.

Приобретать навыки такого профессионального поведения современному руководителю помогает социально-психологический тренинг, деловые и ситуационно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, обучение искусству делового разговора и личного влияния на людей.

Несомненно, что при выдвижении человека на руководящую должность, комплектовании кадрового резерва полезно учитывать, какими качествами или способностями должен обладать тот или иной кандидат, чтобы он смог успешно справиться не только с производственными задачами, но и с вопросами воспитания людей, регулирования их взаимоотношений. При этом необходимо учитывать и специфику коллектива, руководить которым предстоит тому или иному кандидату. Одно дело руководить бригадой рабочих, другое - быть ведущим инженером творческой группы НИИ или КБ либо возглавлять предприятие или объединение. Различная специфика и масштабы управленческого труда предъявляют различные требования к качествам и уровню профессиональной подготовки руководителя. Каждый вид совместной трудовой деятельности имеет свои особенности, а каждый коллектив - свое групповое лицо. Совокупность этих социальных качеств требует адекватных качеств и от руководителя. Вот почему его деятельность должна отличаться профессионализмом, и необходим особый отбор кандидатов в руководители и подготовка их к исполнению своих будущих обязанностей. Для управления конкретным коллективом желателен руководитель с определенной, необходимой для данной работы структурой личных и деловых качеств, цементированных высокой профессиональной направленностью.

В современных условиях изучение и оценка способностей людей к руководящей деятельности приобретает тем большее значение, чем более масштабными, ответственными и сложными становятся внутриполитические и хозяйственные задачи, чем сильнее результаты коллективного труда начинают зависеть от степени слаженности действий, от межличностных взаимоотношений, доверия и взаимопомощи, сплоченности, убежденности.

В структуру деятельности руководителя в качестве субъективных элементов входят все собственные потребности человека в такой деятельности и формируемые на их основе системы отношений к своему труду, к себе, подчиненным и вышестоящим начальникам. Как показывают специальные исследования, степень активности потребностей руководителей в общении и контактах с подчиненными, в информации, принятии решений и т.д. существенно зависит от содержания труда руководителей, профессии, должностного положения, стажа и опытности, степени самостоятельности в осуществлении функций. В рамках управления цехом, например, отмечено, что чем выше уровень руководства (начальники цехов и их заместители), тем выше удовлетворенность специальных потребностей в руководстве (принятие решений, планирование, контроль), но меньше удовлетворенность потребностей в неспецифической деятельности - в контактах и общении с сотрудниками. Следовательно, с повышением уровня руководства в структуре деятельности руководителя происходит перераспределение ее компонентов и функций в сторону расширения самостоятельности в принятии решений и повышения субъективной значимости социально-психологических факторов.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика