Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

В пределах одного школьного класса всегда можно выделить школьников, которым лучше других дается организация и проведение спортивных, культурно-массовых, туристских и других мероприятий. Имеются случаи, когда в группе появляется универсальный лидер (он и самый подходящий капитан волейбольной команды, и самый лучший капитан команды КВН, только он может лучше других организовать проведение вечера или выпуск стенной газеты, только с ним можно быть уверенным, что в походе быстро разобьешь палатки и т.д.). Однако, как правило, в различных ситуациях выдвигаются различные лидеры.

Р. Бейлс экспериментально выявил, что в каждой малой группе выдвигается как минимум два типа лидеров: эмоциональный и инструментальный. Функция эмоционального лидера - психологический климат в группе, забота об оптимальном урегулировании межличностных отношений. Обычно он выступает в роли арбитра, советчика. Инструментальный лидер - тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особой компетентности в тех иди иных делах) и координирует общие усилия по достижению цели. К подобным выводам пришли и другие американские исследователи.

Правильно понимая роль ситуации для проявления лидерства, американские исследователи, однако, определяют саму ситуацию лишь как сумму неких психологических ожиданий группы. Если верно, что лидер должен психологически соответствовать ожиданиям группы, то уже совершенно неправомерно сводить ситуации к психологическим состояниям.

В основе ситуационной теории лежит предположение, что лидерство возникает как ответ на требования ситуации. Это положение можно проиллюстрировать на примере группы людей, в результате кораблекрушения оказавшихся на необитаемом острове. Если среди членов этой группы окажутся строитель, моряк и агроном, то каждый из них в зависимости от ситуации имеет основание стать лидером, используя свои профессиональные знания для удовлетворения потребностей группы.

Однако попытки применить в практике управления кадрами ситуационный подход обнаружили его неадекватность как раз многим реальным ситуациям. Во-первых, часто встречаются люди, обладающие выдающимися профессиональными познаниями, но абсолютно не способные к руководящей деятельности. Во-вторых, групповые цели на практике редко оказываются изолированными друг от друга как в пространстве, так и во времени. Более того, для сложных ситуаций характерна постоянная борьба частных целей за приоритет.

Возвращаясь к примеру потерпевших кораблекрушение, можно вполне допустить возникновение конфликта между ними по поводу того, что необходимо делать в первую очередь: строить жилье, сооружать судно или заняться выращиванием злаков и овощей. Наконец, в-третьих, практика управленческой деятельности не допускает смены руководителей в ходе меняющихся задач группы, а ведь именно такую смену лидеров предполагает ситуационный подход.

Ситуационный подход, не давая исчерпывающего объяснения феномену лидерства, вместе с тем содержит рациональное зерно: он позволяет сформулировать правило, что при других равных условиях наилучшим лидером становится тот, чьи знания наиболее соответствуют потребностям группы.

«Теория определяющей роли последователей» исходит из вполне здравой мысли о том, что без последователей лидеров попросту не бывает. Эмпирические исследования, основанные на этом подходе, объективно подтверждают положение о социальном процессе как продукте общественного творчества, но одновременно игнорируют деятельность отдельных индивидов, составляющих это общество.

Дальнейшие исследования проблемы лидерства привели к выявлению весьма сложных схем взаимодействия между личностью лидера и ситуационными переменными, от которых зависит эффективность групповой деятельности. Сторонники этой так называемой «реляционной теории лидерства» усматривают свою задачу в синтезе всех предшествующих подходов, что, по их мнению, обеспечит адекватную реальности концепцию лидерства.

Общим недостатком всех перечисленных теорий являются попытки авторов построить объяснительную модель столь многофакторного и преимущественно социального феномена, ограничиваясь исключительно психологической плоскостью анализа.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика