Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

2.2. Зарубежные теории лидерства

В зарубежной социальной психологии лидерством принято считать феномен группового взаимодействия, проявляющийся в способности отдельных лиц влиять на мысли, чувства и поведение других людей в желательном для лидеров направлении и основанный на неформальных отношениях в отличие от формального руководства, являющегося функцией той или иной социальной структуры. В современной социальной психологии существует несколько теоретических подходов к изучению лидерства.

В изучении лидерства за рубежом исторически наметилось несколько подходов. Первый, получивший название «теории черт лидера», основывается на утверждении, что качества, обусловливающие лидирующее положение данного лица в большинстве жизненных ситуаций, являются врожденными. К таким качествам относили силу воли, ум, энергичность, чувство юмора и т.п. Были проанализированы личностные качества выдающихся лидеров прошлого, однако это не оказало существенной помощи пониманию феномена лидерства. Например, составленные перечни качеств 140 выдающихся людей не обнаружили совпадений, позволяющих утверждать, что какая-то определенная черта свойственна всем лидерам. Более того, обобщение 124 исследовательских работ сторонников «теории черт» показало, что одни авторы активно опровергали других; ставились под сомнение даже такие качества, как сила воли и интеллект.

«Теория черт лидера» исходит из того, что лидерами люди рождаются. Ряд врожденных свойств и характеристик индивида (сила и подвижность нервных процессов, экстравертированность, способность к эмпатии - сочувствию, ярко выраженные эвристические и интеллектуальные способности), как утверждают сторонники этой теории, позволяют ему занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т.е. лидера.

Эта теория была выдвинута в 30-х гг. в США Е. Богардусом и нашла себе приверженцев во многих странах Запада. Однако в годы второй мировой войны, когда интерес к проблемам лидерства и руководства резко возрос, ряд исследований, проведенных в разных странах, показали всю несостоятельность теории Е. Богардуса. Так, был проведен анализ литературы по «теории черт лидера» и оказалось, что наборы качеств, которыми, по мнению авторов, должны были отличаться лидеры, во-первых, слишком широки, а во-вторых, противоречивы. В жизни имеется сколько угодно случаев, когда лица, отмеченные сильной волей, интеллектом и другими достоинствами, так и не стали лидерами. Почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.

Наличие определенной комбинации черт еще не делает личность лидером. Очевидно, что лидерство имеет более сложную природу и зависит не столько от свойств личности, сколько от ее места и позиции в структуре внутригрупповых отношений. Наблюдения и практика показывают, что лидером в группе становится тот, кто ясно понимает задачи и видит пути их достижения, действуя при этом на уровне более высоком, чем остальные члены.

«Теория черт» не смогла дать истинно научного объяснения лидерству, но она наметила некоторые отправные точки дальнейших исследований этого явления, прикладное значение ее выразилось в разработке процедур отбора кандидатов на руководящие должности.

В 50-х гг. «теорию черт лидера» сменила концепция «лидерства как функции группы» (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс), а также «теория лидерства как функции ситуации» (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе).

«Теория лидерства как функции группы» исходила из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития, все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер - это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы.

«Теория лидерства как функции ситуации» - в настоящее время самая распространенная. Наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (ребенок может быть лидером среди ребят своего двора и «отвергаемым» в классе; учитель может быть лидером в своем коллективе и «ведомым» в семье и т.д.), привели исследователей к выводу, что лидерство -это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций.

Подход к личности с точки зрения ролей, которые принимает она на себя, дал повод рассматривать различные факторы (ситуации) как моменты, с которых и начинается выдвижение лидера. Отсюда и тезис, что специфика лидерства как функции ситуации и роли, заключается в том, что эту роль лидеру не «дают», а он ее «берет» сам (Ж.С. Жеребова). Лидер - это тот, кто в определенной ситуации берет на себя большую ответственность за выполнение групповых задач, чем все остальные.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика