Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Социальная психология управления

В рамках интересующей нас проблемы полезно указать отличие игр ситуационно-ролевых от других дидактических игр, хотя все они имеют общую основу - игровое моделирование меняющейся действительности, обучающая ценность которого связана с тем, что человек лучше всего усваивает динамичные процессы, тем более, если он в них включен лично. Однако в большинстве обучающих игр, к которым относятся тактические, деловые и другие операционные игры, основное внимание уделяется инструментальным задачам (имитации боевых действий, конъюнктуре рынка, реорганизации производства и т.п.), а проблемы психологии межличностного общения отодвигаются на второй план. Ситуационно-ролевые игры, напротив, фокусируют внимание на социально-психологических аспектах взаимодействия людей в условиях совместной деятельности. Они используют, кроме того, эффект драматизации, являющийся результатом включения всех систем психического функционирования индивида при вхождении в значимую для него роль. Возбуждение и подъем (иногда, наоборот, скованность и подавленность), характерные для человека в ролевой игре, связаны прежде всего с претворением своего Я в иную социальную форму, с нарушением привычной самотождественности, необходимостью проявить активное воображение в конструировании новой личности, подкрепив его импровизируемыми и открытыми для наблюдения действиями. При этом участник игры знает, что его действия наглядно свидетельствуют о его творческих способностях (или их отсутствии), т.е. он открыт для самой строгой критики.

Ситуационно-ролевые игры являются действенным диагностическим и коррекционным средством социально-психологической подготовки руководителей. Основное условие эффективности участия в ролевых играх -это высокая активность обучаемых, которую обнаруживают лишь те, кто испытывает потребность в самосовершенствовании, осознает необходимость своего личностного развития. Понятно, что принудительное обучение не только обречено на провал для пассивных участников, но существенно подрывает потенциал обучаемости учебно-тренировочной группы в целом. В то же время это не значит, что тренер-психолог должен отбирать в группу только добровольцев. Люди часто неадекватно осознают свои возможности, переоценивая или, наоборот, недооценивая их. Поэтому психологу прежде всего нужно создать оптимальные условия для корректного самодиагноза членов группы. Например, с группой административных руководителей проводится диагностическая сессия, на которой участникам даются определенные задания по ролевому взаимодействию в рамках обычных для них ситуаций делового общения, выполнение которых регистрируется с помощью видеозаписи. Последующий анализ, сопровождаемый демонстрацией записей, обычно серьезно влияет на решение о необходимости самосовершенствования.

Возможен и другой тип диагностической процедуры, который, однако, рекомендуется только в случае, когда участники учебно-тренировочной группы не были ранее знакомы друг с другом. В этом варианте игровая ситуация анализируется самими участниками с максимально критическим подходом в оценке поведения исполнителей заданных ролей.

Понятно, что наблюдаемое ролевое поведение дает диагностический материал не только участникам, но и тренеру, который принимает окончательное решение о целесообразности участия того или иного лица в учебно-тренировочной группе. Поскольку любые человеческие группы отличаются друг от друга своими психодинамическими характеристиками, полезно комплектовать несколько учебно-тренировочных групп одновременно, что позволяет подбирать каждому потенциальному участнику наиболее благоприятное для него групповое окружение.

Диагностической сессии должна предшествовать вводная беседа, в ходе которой участникам разъясняется нравственное, эстетическое и практическое значение личностного развития человека.

Далее необходимо разъяснить преимущества самопознания в группе, коллективе, подчеркивая мысль о том, что любая личная проблема всегда межличностна по своим истокам. В завершение можно предложить участникам (в данном случае - руководителям трудовых коллективов) заполнить самооценочный вопросник для целей самодиагноза.

Оптимальным случаем организации ролевых игр является коллективная разработка сценариев, предусматривающая поочередное исполнение главной роли, специально созданной для каждого из участников. Такой подход позволяет поднять ролевой тренинг до уровня психодраматической коррекции личностных затруднений и создает в учебно-тренировочной группе атмосферу взаимопомощи, доверия и необходимой психологической релаксации. В этой обстановке создаются предпосылки для перехода к наиболее сложной ступени психологической подготовки - сенситивному тренингу (тренировке социальной чувствительности), поскольку только предшествующая успешная деятельность может создать условия для проявления эмпатии.

Эмпатия - понимание психических состояний, эмоций, чувств, переживаний других людей. В отношениях между людьми проявляется эмоциональная и личностная раскрытость, психологический настрой на учет актуальных состояний друг друга, тот или иной уровень доверительности, искренности выражения чувств, сопереживания.

Теоретико-методологические основы и приемы проведения тренировки социальной чувствительности в отечественной психологии принципиально отличаются от сенситивного тренинга, практикуемого в зарубежной психологии. Во-первых, необходимость самопознания, «открытия себя» до включения в собственно сенситивный тренинг диктуется тем, что социальная психология отвергает всякие попытки обучения средствам искусственного манипулирования другими людьми. Социально-психологический тренинг должен быть направлен не на внешнее правдоподобие исполнения той или иной социальной роли, а на коррекцию (если это необходимо) самого личностного ядра индивида, обусловливающего внешнее самовыражение. Во-вторых, сенситивный тренинг должен, широко используя невербальные средства выразительности, раскрыть обучаемому его сенсорные возможности в восприятии самого себя и других. Не случайно К.С. Станиславский отводил такое значительное место в своей системе упражнениям, требующим включения всех органов чувств.

Спонтанное взаимодействие в группах сенситивного тренинга позволяет: а) повысить чувствительность к эмоциональным реакциям других людей и межличностным явлениям в коллективах и группах; б) улучшить восприятие самого себя; в) эмоционально прочувствовать механизмы коллективной деятельности; г) повысить свою социально-психологическую компетентность, более чутко распознавая сигналы обратной связи и опираясь на помощь других людей.

В заключение необходимо подчеркнуть важность высокой профессиональной квалификации, опытности и личностных качеств тренера-психолога, поскольку никакая методика не может предусмотреть всех тех сложных, а порой и щекотливых положений, в которые попадает специалист по социально-психологическому обучению. Отсюда ясно, что для социально-психологической подготовки руководителей производственных коллективов и других специалистов первоочередной задачей оказывается формирование кадров психологов, ориентированных на практическое приложение достижений социально-психологической науки.

 

2009-05-06 15:52:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика