Социальная психология управления
1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ УПРАВЛЕНИЯ
Социальное управление в широком смысле - органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, воспроизводство и развитие. Социальное управление в узком смысле - осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельной структуры в процессе выработки и достижения цели.
Социальное управление выступает как совокупность организационно оформленных образований и управленческих связей между ними, осуществление которых позволяет реализовать управленческое воздействие между индивидами, социальными группами и общностями, политическими, экономическими и другими институтами общества. Социальное управление охватывает все те объекты и процессы в обществе, состояние которых имеет значимость для его существования и развития как социальной системы, для жизнедеятельности людей.
Социальная психология управления - отрасль психологической науки, изучающая личность и группы в социальной системе управления. Социальная психология управления упорядочивает противоречивое взаимодействие между индивидуальными, групповыми и общими интересами для их совместной реализации. Социальная психология управления обеспечивает регуляцию социальных отношений, определяющих положение и роль людей в обществе, направленность их интересов, содержание и интенсивность деятельности. Объект социальной психологии управления - совместная деятельность коллективов и групп людей по созданию материальных и духовных ценностей, нуждающаяся в организации и управлении. Субъект социальной психологии управления - руководитель и другие носители тех или иных социально-психологических функций.
1.1. Структура управленческой деятельности
К анализу деятельности руководителя подходят как к профессиональной - управленческой, с присущими ей социально-психологическими, этическими и педагогическими особенностями. Деятельность руководителя определяется как вид профессионального исполнительно-распорядительного труда в области управленческих отношений.
Управленческие отношения - отношения между людьми по поводу организации совместной жизнедеятельности, которые возникают при взаимодействии людей, участвующих в социальном управлении, т.е. в процессе выполнения ими функций по упорядочению и развитию жизнедеятельности общества и его подсистем. Виды управленческих отношений - устойчивые общие связи, возникающие между субъектами управленческой деятельности в процессе реализации целей функционирования и развития объекта управления.
Руководить - значит уметь распоряжаться людьми, экономическими ресурсами и временем, предоставленными организации для выполнения плана. Руководитель коллектива - это трудящийся, он получает зарплату за свой труд, у него имеются четко обозначенные права и обязанности, свои профессиональные принципы работы. Учебные учреждения готовят руководителей-профессионалов. Развиваются научные методы подбора, оценки и активного психологического обучения управленческих кадров.
Управленческий труд - разновидность профессионального умственного труда, направленного на обеспечение единства, согласованности, координации целесообразной деятельности людей, объединенных в трудовые ассоциации. Социальная психология управления предполагает изучение социально-психологических сторон управленческой деятельности руководителя соотносительно с обусловленными этой деятельностью действиями его подчиненных. Акцент при этом делается на управленческую деятельность руководителя. Ее непосредственной основой является власть руководителя, а способами осуществления - форма, метод и стиль управления.
Социально-психологическая форма управления - способ организации взаимодействия субъектов управления, отношений между ними в процессе их совместной деятельности. Социально-психологический метод управления -способ или совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия, организации и контроля за выполнением управленческих решений.
Развитие демократических начал в управлении современным производством постоянно требует совершенствовать организацию и укреплять сознательную дисциплину труда. В современных условиях этого невозможно добиться без знания руководителем основных закономерностей группового поведения людей и взаимоотношений в коллективе, умения воспитывать и стимулировать подчиненных. В связи с этим в деятельности руководителей трудовых коллективов возрастает роль методов не только правового, но и социально-психологического регулирования взаимоотношений. Для того чтобы эффективно использовать такие методы, руководитель должен пройти курс психологической подготовки по основам управленческого труда, хорошо разбираться в таких явлениях, как лидерство, социально-психологический климат, восприятие и оценка людей, групповые нормы и конформное поведение, психологическая совместимость и «срабатываемость», межличностные конфликты.
2009-05-06 15:52:12 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |