Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Философия. Ч. 2

Общественная жизнь протекает в рамках некоторых конкретно-исторических коллективов людей, которые складываются на основе общности хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, верований, ритуалов и образуют различные виды этнических общностей. Основными формами таких общностей выступают род, племя, народность, нация.

В социальной структуре общества значительное место занимают сословия и классы. Сословия - это социальные группы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающиеся юридическими или основанными на обычаях и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классы - это большие группы людей, различающиеся по экономическому, политическому, социально-психологическому статусу. Главным признаком класса считается экономический, поскольку именно отношение к средствам производства и формы собственности определяют формы классового деления. В современной социологии классы определяются и по другим основаниям. По доле общественного богатства, которой располагают социальные группы, они разделяются на высшие, средние и низшие классы. По роли организации общественного труда выделяется класс управляющих.

Развитие общества сопровождается созданием разветвленной системы институтов - социальных и политических организаций с особо важными функциями и четкой организационной структурой. Институты осуществляют согласование интересов различных общностей и групп, обеспечивают их эффективное взаимодействие, закрепляют сложившие социальные ценности и утверждают новые.

Во многих странах серьезные проблемы возникают во взаимоотношениях территориальных групп. Это могут быть отношения провинции и центра, столиц и окраин, крупных регионов, различающихся традициями духовной жизни и уровнем экономического развития. Отношения между территориальными группами могут усугубляться этническими или религиозными различиями, территориальными претензиями одних административных единиц к другим.

Духовная подсистема включает в себя органически связанные между собой элементы, направленные на удовлетворение общественных иличныхдуховных потребностей, важнейшими из которых выступают познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также потребности в общении. В обществе постепенно возникают особые отрасли духовного производства и институты, которые соответствуют многообразным духовным потребностям. Научные институты и разнообразные объединения ученых осуществляют познания природы, общества, человека и тем самым научно обеспечивают деятельность людей. Средства прямого информирования населения направлены на удовлетворение потребности в обмене информацией и духовном общении.

Особой областью духовного производства является воспитание и образование человека. В обществе создается разветвленная система учреждений обучения и воспитания: высшие учебные заведения, детские дошкольные учреждения, разнообразные формы школьного обучения. Воспитательную функцию выполняют семья, круг друзей и знакомых, государственные учреждения, органы правопорядка, средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения осуществляются также искусством и учебными религиозными учреждениями.

Центральными звеном духовной подсистемы является сознание общества, проявляющееся во всем многообразии знаний, идей, взглядов, мнений, мировоззренческих установок, ценностных ориентации. Важнейшими элементами сознания общества являются индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание -это образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие и зачастую представляет собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание является идеальным образом мира, формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов - материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанными с ними повседневными условиями жизни и отношениями людей. Оно отличается синкретичностью (нерасчлененностью), бедностью содержания, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

В общественном сознании выделяются также общественная психология и идеология, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания. Как структурный элемент общественного сознания общественная, или социальная, психология характеризует особенности массового поведения людей, определенный тип отношений социальных общностей и групп к явлениям общественной жизни. Они выражаются в форме верований, убеждений, установок и чувств, привычек и стереотипов. Социальная психология включает также психический склад, т.е. стабильную совокупность психических особенностей и форм коллективного поведения, типичных для конкретной социальной группы. Идеология представляет собой совокупность идей и взглядов, отражающих в теоретической, систематизированной форме потребности общественного развития и служащих закреплению или изменению общественных отношений. Она выражает точку зрения социальных групп на потребности общественного развития и теоретически обосновывает и оправдывает их социально-политические действия.

Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие виды общественного сознания, как научное, религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию.

Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях состояния общественного сознания, таких как массовое сознание и общественное мнение. Состояние общественного сознания определяется тем, какие идеи и взгляды доминируют в данный исторический период, какие формы общественного сознания оказывают наиболее эффективное воздействие на общественное мнение и настроение, каково место науки, религии, политики и права среди инструментов формирования общественного мнения. Серьезное значение в характеристике состояний общественного сознания имеет определение соотношения научных и вненаучных представлений.

 

2009-05-06 15:32:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика