Судебная риторика
Общая и частная риторика
Пятичастное деление (греко-римская традиция - классические образцы Аристотеля, Марка Туллия Цицерона, Марка Фабия Квинтилиана), позволяющее оптимизировать участие в судебном дискутивно-полемическом речевом пространстве: основные речевые приемы и фигуры, отечественный опыт (наставления Михаила Васильевича Ломоносова, риторика Николая Федоровича Кошанского и др.)
В начале XIX в. возникают понятия «общая риторика» и «частная риторика». С чем это связано?
Теория красноречия в России XIX в. считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Но эти законы относились или ко всем письменным и устным произведениям вообще, или к каждому роду и виду в отдельности. Поэтому риторика делилась на общую, излагающую общие законы, присущие всем произведениям, и на частную, исследующую особенности каждого рода произведений в отдельности, в том числе и особенности устного выступления. Например, к общей риторике относилось изучение соответствия стиля предмету изложения: о высоком говорилось высоким стилем, о низком - сниженным; к частной риторике - составление официальных бумаг.
Общая риторика в традиции, восходящей к Аристотелю, включает следующие разделы:
образ оратора;
изобретение - содержание речи;
композиция - расположение;
речевые эмоции;
стиль речи (слововыражение и произношение).
Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает 5 разделов, каждый из которых отражает определенные моменты в подготовке и реализации речи:
изобретение (лат. inventio - что сказать?);
расположение (лат. dispositio - где сказать?);
выражение (лат. elocutio - как сказать?);
память (лат. memoria);
произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).
Каждый из этих разделов, как сказано выше, отражает последовательность подготовки и разворачивания речи:
1. Изобретение (inventio) - рождение замысла, создание идей, содержания речи. Содержание и доказательство предстоящей речи необходимо именно изобрести. Риторическое учение может предложить ритору определенную технику в создании идей и распространении речи. Эта техническая сторона воплощена в учении об общих местах (топике) - способах построения доказательств или развертывания речи.
2. Расположение (dispositio) - раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретенный материал необходимо разумно, в определенной последовательности расположить. Классические риторики предлагали 8 частей композиции речи: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.
3. Выражение (elocutio) - раздел о словесном оформлении речи. Риторическое украшение речи состоит именно в использовании нужных слов. Н.Ф. Кошанский называл задачами выражения следующие моменты:
- «рассмотрение слога и его достоинств»;
- «рассмотрение «всех видов украшений».
Поиск необходимых слов для выражения мыслей, затем способов украшенного расположения этих слов в фигурах речи - один из сложных моментов работы создателя текста. Облечь мысль в словесную форму, наиболее убедительную и выразительную - без осуществления этой задачи невозможно добиться риторической цели.
Н.Ф. Кошанский предлагает очень полезные для оратора речевые приемы, - результат обобщения им предшествующей теории и практики, использование которых может весьма оптимизировать речь. Нам необходимо рассмотреть, ибо как для обвинительной, так и для оправдательной речи они очень важны. Итак, приемы или фигуры, как их называл Н.Ф. Кошанский, в авторском «звучании»:
Фигуры мыслей, убеждающие разум:
а. Предупреждение (occupatio) - оратор, предупреждая слушателей, сам возражает себе и опровергает возражение. Служит большему убеждению.
б. Ответствование (subjectio) - сами вопрошаем и ответствуем. Сия фигура возбуждает внимание, любопытство и удовлетворяет оному.
в. Уступление (concessio), когда мы соглашаемся на противное, но для того, чтобы тем более низвергнуть противника и подтвердить нашу истину. Требует тонкости ума, чтобы поразить противника его же оружием.
г. Разделение (distribute) - вычисление видов вместо рода, частей вместо целого. Оно делает истину очевиднее, более убеждает разум.
д. Перемещение (antimetabole) - переставив слова в предложении, даем другую, сильнейшую и часто противную мысль. Сия фигура неожиданна, но тем сильнее убеждает разум.
е. Остроумие (oxymoron) - острая мысль с видимым противоречием. Заставляет соображать и догадываться.
ж. Отступление (digressio) - искусный переход от одного предмета к другому. Служит к соединению частей рассуждения.
з. Возвращение (revocatio) - переход от постороннего к главному предмету, последствие отступления. Сии две фигуры всегда следуют одна за другою, обращают ум от одной истины к другой и для ораторов необходимы.
и. Наращение (gradatio. Incrementum.) - постепенный ход от слабейшего к сильнейшему; более и более убеждает разум.
к. Поправление (epanorthosis) - одна мысль, как будто нечаянно или ненарочно сказанная, заменяется другой, сильнейшею.
2009-05-06 12:58:36 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |