Судебная риторика
Схема и редукция
В зависимости от намерения ритора обоснование может быть развернуто с различной степенью полноты. Развертывание может состоять в разработке каждого довода и в увеличении состава доводов. Такое развертывание элементов аргумента называется амплификацией: расширительной, когда разрабатывается отдельное положение, и умножительной, когда увеличивается состав доводов.
Доводы аргумента всегда связаны между собой по смыслу, но связь эта может быть различной - логической, квазилогической и семантической. При любом виде связи доводов к ним предъявляется общее требование совместимости.
Совместимость - такое соотношение доводов и положения, при котором они по смыслу не исключают друг друга, то есть остается возможной их совместная истинность или правильность.
Суждения, которые бывают сущностными и нормативными, содержат термы и связки. Термы - переменные элементы суждения, обладающие индивидуальным значением. Связки - строевые элементы суждения, обозначающие отношения термов.
Логическим является такое построение аргументов и, соответственно, такая связь доводов в аргументах, при которой заранее определены значения связок и термов и поэтому положение (вывод) аргумента обязательно или в точно заданном смысле вытекает из доводов (посылок). Подробнее эта тема рассматривается в курсе формальной логики, весьма подробно изучаемом на юридическом факультете, поэтому не рассматриваем её особо.
Квазилогической является такая связь доводов, при которой значения связок заданы, а границы значений термов не определены. В квазилогической аргументации поэтому, во-первых, не очевидно, что вывод следует из посылок, во-вторых, используются избыточные с точки зрения логики доводы, которые уточняют значение термов или подкрепляют связь доводов с положением или между собой. Но при этом сохраняется общий ход рассуждения и выделяются посылки и вывод, которые могут быть амплифицированы.
Семантической (в узком смысле, так как любая связь доводов - разновидность семантической) называется такая связь доводов, при которой не определены значения ни термов, ни связок, а положения только совместимы.
Логические схемы. Логическая связь основана на включении термов с более узким значением в термы с более широким значением. На основании включения термы полностью или частично отождествляются. Существуют логические умозаключения: дедукция и индукция (подробнее - в курсе логики).
Существует несколько правил отбора аргументов и их расположения:
- сила аргумента определяется не тем, что считает доказательным или правильным ритор, а тем, что убедительно и приемлемо для аудитории;
- чем меньше доводов, тем убедительнее положение, ибо любой довод спорен сам по себе. Поэтому доводы тщательно отбирают;
- чем лаконичнее и яснее сформулирован довод, тем большее впечатление он производит;
- в любой речи запоминается и анализируется в основном то, что сказано в начале и особенно в конце.
Наиболее сильные доводы следует обособлять и выражать максимально ясно и кратко, а более слабые - соединять вместе и амплифицировать. Рекомендуется избегать нисходящей последовательности доводов, так как завершающий довод более всего подвержен критике.
В свою очередь, предложение должно удовлетворять следующим требованиям:
- быть грамматически связным, полным, с выраженными подлежащим, сказуемым и уместными второстепенными членами;
- содержать минимально необходимые, но достаточные для развертывания термы, значение и соотношение которых соответствует предмету речи;
- быть ясным и обозримым;
- содержать проблему и способ ее решения;
- быть спорным, то есть открывать возможность обсуждения и соотноситься по смыслу с иными существующими или возможными предложениями относительно данного предмета;
- быть продуктивным - допускать смысловое развертывание отдельных термов, их смысловых группировок и высказывания в целом.
Чтобы добиться формулировки предложения, удовлетворяющей перечисленным требованиям, необходимо предварительное обдумывание темы, которое и обозначается как создание замысла.
Оно включает прежде всего анализ аудитории - ее персонального состава, возможностей, представленных позиций и членения на группы. В изучение аудитории входит и анализ аргументативной ситуации. Поскольку аргументация разворачивается циклически, важно уяснить состояние эпидейктической аргументации - сложившиеся ценностные ориентации аудитории и уровень ее внутреннего согласия; затем рассматривается состав и состояние фактов, принимаемых аудиторией, которые могут быть использованы в качестве прецедентов; существенны и выдвинутые совещательные предложения и доводы, дающие представление об уровне и способах дискуссии.
Анализ аудитории и аргументативной ситуации позволяет приступить к определению предмета речи - проблемы и способа ее решения. Предмет речи - выделенное в замысле конкретное содержание высказываний - то, о чем ритор считает нужным сказать. Определить предмет означает ограничить содержание высказывания.
Представление об аргументативной ситуации в отношении к предмету речи помогает поставить задачу, то есть ответить на вопрос: «Какой реальный результат в смысле согласия аудитории может и должен быть достигнут данным высказыванием?» При этом ритор трезво оценивает собственные возможности, которые всегда ограничены.
2009-05-06 12:58:36 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |