Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Судебная риторика

Аудитория и аргументация. Аудитория как общественная группировка создается аргументацией и в этом смысле является конструкцией ритора, продуктом его труда. Поэтому типы аудиторий в риторике связываются с техникой аргументации и выделяются универсальные и частные, конвенциональные и неконвенциональные аудитории.

Универсальная аудитория создается аргументацией, предпосылки которой содержат обращение к любому человеку, который в состоянии понять содержание высказываний, согласиться с ними и присоединиться к предложениям независимо от правовых, культурных, исторических или иных частных обстоятельств.

Чтобы свести присоединение к согласию, устанавливают образец такого «нормального человека», наделяя его, например, «врожденными» логическими и нравственными принципами, принимая которые, он по сути дела вынужден присоединиться к высказыванию, если оно построено логически корректно.

Конвенция создается по-разному и для различных целей: научная в собственном смысле или юридическая аргументация также конвенциональна, но здесь характер конвенции определяется условиями принятия решения и ограничен процессуальными нормами. Поэтому конвенциональная аргументация не всегда универсальна: в различных отраслях науки и в различных правовых системах существуют свои правила и процедуры, приводящие к согласию и присоединению.

Содержательный цикл аргументации. Полное развертывание аргументации, приводящее к формированию аудитории, установлению аргументативной конвенции, определению предметной области обсуждения; выработке, принятию, реализации и обсуждению решений. С точки зрения предмета существуют три вида аргументации: эпидейктическая или показательная, судительная и совещательная.

Задача эпидейктической аргументации - установление принципов и ценностей, на основе которых обсуждаются проблемы. Предметы эпидейктической аргументации рассматриваются вне времени: нормы, общие правила, законы природы представляются независимыми от меняющихся обстоятельств. Эпидейктическая аргументация позволяет находить и формулировать так называемые общие места или топосы.

Задача судительной аргументации - установление, определение и оценка фактов, поэтому судительная аргументация имеет дело с прошлым.

Задача совещательной аргументации - обсуждение предложений и принятие решений, поэтому предмет совещательной аргументации - будущее.

Правильное построение аргументации предполагает последовательное развертывание эпидейктических, судительных и совещательных высказываний. Сначала вырабатываются и принимаются общие места, затем устанавливаются и оцениваются факты, наконец, на основе фактов, выдвигаются и обсуждаются предложения и принимаются решения.

Если это правило нарушается в части эпидейктической аргументации, факты окажутся неопределенными и спорными. Если фактический материал проработан плохо, решения будут беспочвенными и необоснованными. Если не обсуждаются новые предложения и не принимаются решения, рассуждения о принципах и фактах теряют смысл.

Риторический аргумент. Риторическим аргументом (в дальнейшем просто аргументом) называется отдельная и завершенная, словесно оформленная мысль, которая оценивается аудиторией как истинная, правильная, уместная и приемлемая. В споре принимается всеми сторонами полемики.

Аргумент состоит из положения - суждения или предложения, которое обсуждается, и обоснования - суждений, которые подтверждают положение, делают его ясным, очевидным или приемлемым для аудитории.

Чтобы правильно построить аргумент, нужно решить три задачи:

- найти идею, которая рассматривается как истинная или общепринятая;

- сблизить положение с этой идеей;

- предложить основания такого сближения, расположив доводы в последовательном порядке и связав их с положением.

Соответственно, обнаруживаются три смысловые части аргумента -топос, схема и редукция. Топос - общая идея, к которой приводится положение и на основе которой строится аргумент. Редукция - сведение значений термов к значению топоса. Схема - состав, связь и последовательность положения и доводов аргумента.

Топосы подразделяются на общие и частные, внешние и внутренние. Общим топосом называется идея, правило или отношение, которые принимаются в аргументации и не нуждаются в обсуждении. Частный топос - идея или правило, которое признается необязательно, не всеми и не всегда. В риторике выделяются внешние и внутренние топосы. Внешним топосом называются две соотнесенные категории, которые могут образовать суждение, например, «мнение-знание», «истина-справедливость», «закон-благодать».

Эти пары категорий сформировались в культуре как смысловые единства, которые служат отправными точками мысли. Важно, что закон сополагается именно с благодатью, а мнение - со знанием. Внешние топосы являются общепринятыми в том смысле, что смысловая значимость самих этих пар не подвергается сомнению. Члены или термы внешних топосов могут находиться в отношениях и с другими понятиями: «закон-обычай», «истина-правда», «знание-невежество». В совокупности такие понятия образуют сложную, иерархически организованную систему. Роль ее в судебной риторике, особенно в наше политически нестабильное время весьма велика.

 

2009-05-06 12:58:36 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31                                      
Яндекс.Метрика