История политических и правовых учений. Ч. 2
Политико-правовые учения в США в 18-19 вв.
В социально-политической истории английских поселенческих колоний в Северной Америке выделяются два характерных периода: первый приходится на начало 17 в. и продолжается до середины 18 в., а второй охватывает период войны за независимость, выработки конституции и первых шагов по ее реализации в жизни независимого государства (вторая половина 18 в.). Наибольший интерес для нас представляют политико-правовые идеи второго периода, когда с созданием федеральной Конституции все стадии американской революции получили свое логическое завершение.
Виднейшим представителем демократического, гуманистического течения, автором великого революционного документа эпохи Декларации независимости США был Томас Джефферсон (1743-1826).
С позиций теории общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека Джефферсон последовательно выступал против всяких форм феодально-монархических структур власти, систем прав, привилегий, отстаивал принцип народного суверенитета, впервые в мире законодательно закрепленный в Декларации. Согласно этому принципу, источник закона - народовластие, воля народа, который вправе контролировать власть. А в случае узурпации власти, установления тирании - и силой свергать антинародную власть.
Проблема прав личности и связанная с ней проблема демократической организации власти является одной из основных в политической доктрине Джефферсона. Так, естественное право провозглашается выше законов государственной власти, все права, по Декларации, стали субъективными правами отдельных граждан Америки по отношению к государству как целому. Провозглашая приоритет прав гражданина и противопоставляя права личности правам, полномочиям правительства, Джефферсон выдвигает принцип конституционного ограничения функций верховной государственной власти, что уменьшает шанс произвола власти по отношению к любой личности.
Политическим идеалом Джефферсона как защитника и выразителя интересов мелких производителей Америки была демократическая республика фермеров. Именно слои мелких собственников, производителей являлись не только большинством населения страны, но и самой активной силой вооруженной борьбы с Англией. После победы революции Джефферсон активно выступал против сверхконцентрации власти в руках федеральных государственных органов, против усиления концентрации собственности в руках новой политической и имущественной элиты Америки. Успехом закончилась борьба автора Декларации за демократизацию Конституции Америки в 1791 г.
Близкие идеи исповедовал другой идеолог освободительной войны Америки Томас Пейн (1737-1809), представитель леворадикального течения. Его политико-философский очерк «Права человека» по сей день пользуется огромной популярностью. Провозглашая принцип суверенности народа как источника власти, он требовал формирования правительства и суда соответственно воле народа. Естественное право народа - формирование высших законодательных органов. Т. Пейн отстаивал идеи свободы и равенства, прав человека, подчеркивал целостность, неотчуждаемость всех природных, естественных прав человека - равенства, свободы слова, совести, свободы печати, права добиваться благоденствия и счастья. На основе естественных прав человека создаются все элементы гражданского права.
Пейн рассматривал революцию, в том числе американскую, как неизбежную, закономерную борьбу за справедливость. Монархи и тираны - это источник войн, порабощения человека. Идеалом государственной власти он считал демократическую республику со всеобщим избирательным правом, светское федеративное государство.
Представителем иного идейного течения периода американской революции - федералистов - был известный политический деятель, законодатель Александр Гамильтон, автор глубоких разработок в области конституционной теории и практики, энергичный защитник сильной централизованной власти федерального правительства. Разделяя мнение демократов о необходимости верховенства власти народа в государстве, централисты-федералисты в то же время связывали это с потребностью обуздания дурных свойств и склонностей людей, поскольку без этого они никогда не станут подчиняться велениям разума и справедливости.
В сборнике комментариев к проекту федеральной конституции под названием «Заметки федералиста» А.Гамильтон (один из трех авторов сборника) отстаивал идею о том, что необходима система сдержек и противовесов в сфере власти для обуздания неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать ради общего блага. Народ, считали авторы «Федералиста», это всего лишь огромный зверь, с которым мудрому правителю следует считаться в той мере, в какой раздоры и недовольства могут угрожать его власти.
2009-05-06 11:46:07 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |