Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История политических и правовых учений. Ч. 1

3. ДРЕВНИЙ ИРАН

Авеста

Крупнейшим историческим памятником древней культуры Ирана является Авеста - собрание священных книг зороастризма, являющегося религией древних племен, населявших территорию Ирана, стран Ближнего и Среднего Востока. Родиной Авесты считается Мидия. Основоположник зороастризма - Спитак Спитама (VI в. до н.э.) по происхождению мидянин, выступивший в роли пророка Заратуштры. Зороастризм возник в результате переработки очень древних религиозных представлений. По своему содержанию Авеста является неисчерпаемым источником познания общественного строя, правовых институтов в странах Ближнего и Среднего Востока.

Согласно учению Заратуштры, в мире существует два начала: доброе - Ахура-Мазда (Ормузд) и злое - Ангра-Манью (Ахриман), между которыми происходит постоянная борьба. Ахура-Мазда - создатель всего лучшего, доброго. Законы Мазды - выражение демократической идеологии, интересов крестьян-общинников. Они все пронизаны заботой о трудящихся, что проявляется и в восхвалении земледелия, необходимости материального благополучия, увеличения количества скота и др.

Борьба добра со злом, воспевание всего праведного, справедливого лежит в основе этики Заратуштры, которая, как полагают исследователи, выражается в трех принципах - добрая мысль, доброе слово, доброе дело. «Эти слова, произнесенные Маздой, содержат три правила, четыре профессии, пять властелинов, им совершаются приношения. В чем состоит это тройное правило? Хорошо думать, хорошо говорить, хорошо делать» (Ясна)

В период правления Сасанидов зороастризм был объявлен официальной религией, и, следовательно, законы Заратуштры выступали в роли действующего права, составляя правовую основу общественной жизни, причем не только древнего общества. Согласно Авесте, первый человек и царь Има является мудрым, управляющим страной на основе разума, справедливости, законов Мазды. В Авесте проповедовалась власть не просто монарха, а власть просвещенного мудрого монарха. В этом же фаргарде «Вендидата» Заратуштра вопрошает Ахура-Мазду: «Создатель видимых миров. Кто ее (вара, созданный Има) хозяин и мудрый повелитель? Ахура-Мазда ответил: «Урват-Наро и ты, святой Заратуштра» (Вендидат, II, 140-143).

Наиболее полную картину общественного строя и правовых институтов создает «Вендидат» (законы против дэвов), в двадцати двух фаргандах (главах) которого излагаются предписания относительно религиозных обрядов, способных устранить дэвов земледелия и скотоводства.

Это наиболее важная часть Авесты, представляющая собой учение маздаизма и свод законов, изложение которого происходит в форме диалога между Ахура-Маздой и Заратуштрой. Авеста признает четыре сословия: жрецов (атраван), воинов, земледельцев и ремесленников. Она не выделяет рабов в качестве самостоятельного сословия, но вспоминает о них.

Значительное место в «Вендидате» занимают вопросы гражданского права (заключение договоров, форма их заключения, ответственность за нарушение договора и др.), семейно-брачных отношений, преступлений и наказаний.

«Вендидат» предусматривает шесть видов заключения контрактов и возлагает на близких родственников искупление вины за нарушение лицом договора путем обмана. Так, близким родственникам нарушившего путем обмана устный договор предписывается 300 искупительных покаяний.

В главе IV «Вендидата» содержится система наказаний за обман при заключении договора.

«Вендидат» предусматривает различные виды преступлений. К числу тяжких преступлений «Вендидат» относит преступления против законов Мазды, за которые устанавливаются тяжкие наказания: «Пусть разрежут его тело полностью при помощи железных лезвий», «Пусть скуют все его члены железными оковами (Вендидат, IV, 153,156). За ними следуют преступления против религиозных ритуалов и перечень наказаний за нарушение этих предписаний.

«Вендидат» признает преступление против сил природы. Преступлением считается и осквернение земли, воды и растений погребением трупа. «Вендидат» знает и такие виды преступлений, как убийство и ранение животных, лишение их еды. Лишение собаки еды по своему характеру приравнивается к лишению еды главы дома. «Вендидат» регламентирует различные виды наказания для человека и животных, рассматривая также и последних в качестве субъектов преступления.

«Вендидат» допускает кровосмешение. Вместе с тем, Закон предписывает супружескую верность и карает за ее нарушения, запрещает разводы. Согласно «Авесте» нечестивые женатые мужчины и женщины не способны иметь детей. Добрые духи налагают на них бездетность (Ясна, XI, 3). Браки заключались с согласия родителей, а при отсутствии таковых с согласия братьев и сестер или опекунов. Положение женщины в семье и обществе определялось ее благонравным выполнением семейных обязанностей.

О почитании женщин свидетельствует то, что в «Яштах» приводятся женские имена, увековеченные за мудрость, ум, святость. Они цитировались в публичных выступлениях, наряду с Заратуштрой и др.

Источники полагают, что в период «Авесты» женщина в доме была равноправна с мужем. Везде в «Авесте» имена мужа и жены упоминаются вместе. Обязанности женщины не сводились только к функциям домашних хозяек, но имели важное значение для морального и духовного прогресса всего народа Авесты.

Зороастризм продолжал свою жизнедеятельность и в период господства Арабского Халифата, противоборствуя насаждавшемуся исламу.

 

2009-05-06 10:55:57 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика