Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История политических и правовых учений. Ч. 1

При Омейядах сложилась наследственная монархия с бюрократической системой управления, соответствовавшая всем признакам восточной деспотии. Демократические принципы Корана были преданы забвению. При следующей династии Аббасидов (750-1258 гг.), когда центр переместился в Багдад, эти тенденции усилились и возникло новое явление - распад халифата, единой мировой мусульманской общины. В IX-X вв. одна за другой от него отходили части, утверждались местные династии. Действительная власть принадлежала им, за багдадскими халифами сохранялась, в основном, символическая роль духовных лидеров мусульманского мира. Единый арабский халифат тоже стал символом.

Раздробленность, как и становление сект, способствовала появлению местных особенностей исламской мысли. В сфере права это сказалось особенно ярко. Школы (толки) мусульманского права не могли не ориентироваться на новые центры власти. В понимании сущности и формы власти решающее значение имела принадлежность к ведущим течениям ислама.

И сунниты, и шииты сходятся в том, что носителем суверенитета в мусульманском мире является Аллах. Но механизм становления власти земных правителей толкуется ими по-разному.

По господствующим среди суннитов представлениям, Аллах дает поручение общине верующих. Именно на этой основе строится мусульманское государство. Община от имени Аллаха осуществляет высшую власть, она пользуется суверенитетом по поручению Аллаха и связана его волей, выраженной в Коране и Сунне. Община может законодательствовать, принимать свои решения только в тех случаях, которые не предусмотрены Кораном и Сунной. Суверенитет общины сказывается прежде всего в праве избирать себе правителя. При этом община не передает своих прав халифу, а лишь доверяет ему функции руководства. Халит тоже связан волей Аллаха, и община обязана ему повиновением в той мере, в какой халиф следует предписаниям Корана и Сунны.

Помимо воли Аллаха сунниты прибегают и к рациональному объяснению образования государства: нужно избегать хаоса, без власти воцаряется анархия. При этом они ссылались на Сунну, где говорится: «Имам - деспот лучше смуты».

В организации халифата сунниты подчеркивают принципы, свидетельствующие о его демократизме. Это выборы халифа и связанность его решениями (только если они не противоречат воле Аллаха) выраженная в мусульманском праве, а также долг халифа советоваться с представителями общины, консультации, учет общественного мнения.

Поскольку конкретных норм государственного права ни Коран, ни Сунна не содержат, эти принципы носят общий характер, четких форм их реализации не существует. Нет определенного порядка замещения должности халифа. Суннитская теория отрицает наследственный принцип или назначение правителя предшественником, настаивает на заключении договора между общиной и правителем. Но поскольку формы его не предусмотрены, это правило, как и отрицание наследственного характера власти, остается фикцией, тем более что общину в договоре могут представлять муджтахиды - знатоки мусульманского права.

То же можно сказать и о знаменитом принципе консультаций с общиной. Теоретически халиф должен был обращаться к народу по любому вопросу, представляющему общественный интерес. На практике создавался консультативный совет из тех же муджтахидов. Обращение к ним считалось обязательным, только если вопрос не был урегулирован в Коране и Сунне. Более того, если халиф и сам был муджтахидом, то он должен был руководствоваться своим мнением, а не соображениями совета.

Теоретически община имеет право требовать от халифа соблюдения условий договора, но опять-таки через муджтахидов. Критика со стороны простонародья воспринимается как проявление анархии. Никакой срок соглашения не устанавливается. Притязания на демократизм не очень основательны, но следует признать, что власть халифа не абсолютна и не божественна, хотя она носит религиозный характер.

Суннитская ветвь ислама дает довольно умеренную, частично рационализированную концепцию власти халифа.

У шиитов иная традиция. Всякие попытки рационального объяснения происхождения власти отметаются. Применяются только религиозные аргументы. Имамат (так шииты называют государство) - это продолжение пророческой миссии Мухаммеда, воля Аллаха. Он же устанавливает раз и навсегда форму имамата - это не предмет ведения общины. Власть передается Аллахом не общине, а имаму. Он прямой представитель Аллаха и пророка. Разговоры об избрании имама общиной противоречили бы божественной природе его власти. Имам подчиняется только Аллаху и мусульманскому праву, волей общины он не связан. Имам непогрешим, а власть его священна.

Культ имама - характерная черта учения шиитов. Имам выступает в роли нового пророка - мессии, спасителя. Эта мысль находит яркое воплощение в мифе или учении о «скрытом имаме». Последний из «видимых имамов» (в одних сектах это был седьмой имам, в других - двенадцатый) не умер, а по воле Бога сокрыт от людей. Но он явится в роли махди - мессии, чтобы установить на земле правду и справедливость. Он и в скрытом состоянии руководит жизнью людей. Нужно его только найти и признать. Шиитам свойственна экстатическая вера в имама. Их правило гласит: «Тот, кто умирает, не зная истинного имама своего времени, умирает смертью безбожника». Эти положения вероучения шиитов располагают к фанатизму, нетерпимости, они абсолютизируют идеи теократии, заложенные в исламе.

В исламе религия неразрывно связана не только с государством, но и с правом. Важнейшим источником мусульманского права служит Коран и Сунна. Как и в обществах древнего Востока, право воспринимается как всеобъемлющий регулятор человеческой жизни. Наряду с юридическими нормами в современном смысле слова он включает в себя нормы нравственности, религиозного культа. Все это распространяется и наличность, и на государство.

Важнейшая особенность мусульманского права состоит в том, что наряду с Кораном и Сунной его источником считается доктрина. С VIII в. ей принадлежит главная роль в ликвидации пробелов и приспособлении священных текстов к требованиям времени. Отсюда возникновение разных школ. В суннизме складываются четыре официальных толка (мазбаха) права: маликитский, ханифитский, шафиитский и ханбалитский.

 

2009-05-06 10:55:57 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28                                            
Яндекс.Метрика