Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Административно-правовая охрана прав граждан

Сложность рассматриваемого этапа состоит в том, что, согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяться должны правила международного договора (ст. 15 ч. 4). Этим впервые в Конституцию включено положение, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Кроме того, ст. 15 Конституции вводит в российскую правовую систему две категории международно-правовых норм.

Во-первых, в ней речь идет об общепризнанных принципах и нормах международного права. Прежде всего, здесь имеются в виду принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, то есть обязательные для всех его членов. В международно-правовой науке и практике такие нормы, как правило, обозначаются как нормы общего международного права. К ним относятся нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, нормы общего международного права и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

В международном праве нет нормативного акта, который исчерпывающим образом перечислял бы общепризнанные его принципы и нормы. Правоприменительные органы, в частности суды, должны в каждом конкретном случае рассматривать различные «свидетельства» или доказательства признания международным сообществом того или иного конкретного принципа или нормы. При этом им надлежит опираться на общепризнанное определение источников общего общенародного права, которое сформулировано в ст. 38 Статута Международного Суда ООН. Так, международный обычай определяется этим Статутом как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Соответственно, правоохранительные органы должны исследовать имеющиеся доказательства наличия всеобщей практики и признания этой практики юридически обязательной со стороны членов международного сообщества.

Во-вторых, в Конституции РФ (ч. 4, ст. 15) упоминаются международные договоры Российской Федерации. Хотя в данном случае не говорится о договорах, ратифицированных Российской Федерацией, но речь должна идти прежде всего о таких договорах. Следует иметь в виду то, что ч. 4 ст. 15 не содержит требования официальной публикации международных договоров в качестве непременного условия их применимости. Однако можно утверждать, что международные договоры, касающиеся прав и свобод человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это следует из общего принципа, установленного ч. 3 ст. 15. В настоящее время, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, правила международных договоров обладают преимуществом по отношению к противоречащим им правилам внутренних законов. Это означает, что, в случае обнаружения противоречия между международным договором и законом страны, правоприменительные органы должны руководствоваться не нормами такого закона, а нормами, содержащимися в договоре. Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того. В то же время из названной нормы следует, что договоры обладают приоритетом только в отношении законов и не могут превалировать над положениями Конституции Российской Федерации.

Правовые последствия введения в Конституцию этих требований (ч. 4 ст. 15) во многом будут зависеть от последующей правоохранительной практики. До настоящего времени практика непосредственного применения норм международного права в Российской Федерации фактически отсутствовала. Исключение составляют некоторые решения Конституционного Суда Российской Федерации, который ссылался на международное право при решении отдельных вопросов. Прямое действие международных норм на территории любого государства способствует появлению сложных правовых проблем, связанных с правильным установлением действующего права. Для устранения подобных проблем было бы целесообразно давать соответствующие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по применению общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, заключенных Российской Федерацией. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, любые международно-правовые обязательства России автоматически становятся частью ее правовой системы и соответственно могут непосредственно применяться самыми различными органами власти, в том числе судами. Сказанное означает, что принятие международных обязательств не ограничивается «внешним эффектом» отношений России с зарубежными партнерами.

После того, как подобрана требуемая норма права, правоприменителю необходимо предварительно проверить ее исходные данные: установить подлинность текста нормы права; издана ли она полномочным органом государственной власти; действует ли она в настоящее время на территории применения; может ли она быть применена в отношении конкретного лица.

Подлинность текста нормы права означает опубликование в официальном документе (в периодической печати, в законе, в справочниках и других официальных источниках). При пользовании неофициальными источниками необходимо сличить текст применяемой нормы права с текстом, опубликованным в официальном издании.

При установлении, что норма права издана неполномочным органом, об этом необходимо уведомить орган, принявший такую норму, а также органы прокуратуры. Вопрос о несоответствии акта государственного или иного органа закону рассматривается судом (ст. 120, ч. 2 Конституции РФ: «Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.»). Здесь регулируются действия суда в ситуации, когда он, рассматривая конкретное дело, приходит к выводу, что подлежащий применению правовой акт не соответствует закону. Именно принцип подчинения судей только Конституции и закону, сформулированный в ч. 1 ст. 120, определяет поведение суда: установив, что правовой акт не соответствует закону, суд откладывает его в сторону, не применяет его, а принимает решение, руководствуясь законом.

 

2008-09-05 18:46:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27                                              
Яндекс.Метрика