Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Административно-правовая охрана прав граждан

Серьезную опасность несоблюдения прав и свобод человека и гражданина представляет правовой сепаратизм, развивающийся как следствие процесса суверенизации ряда регионов Российской Федерации. Анализ конституций субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в ряде случаев они противоречат Основному закону страны в части закрепления принципов организации исполнительной власти, компетенции отдельных субъектов, а также в сфере правового регулирования прав человека и гражданина.

Помимо перечисленного, требуют совершенствования и традиционные способы защиты прав человека в Российской Федерации - судебный и административный. В этой связи актуален вопрос о возможных способах защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности органов исполнительной власти. Традиционно охрана прав и свобод граждан в нашей стране осуществлялась органами, входящими в систему правоохранительных органов, а также и другими органами государственной власти. В современных условиях нельзя не отметить такую форму парламентского контроля, как, например, деятельность Уполномоченного по правам человека. Значительная роль в защите прав и свобод человека принадлежит также органам местного самоуправления, которые призваны обеспечивать самостоятельное решение населением (гражданами) вопросов местного значения. Однако необходимо подчеркнуть, что перечисленные органы и структуры не должны в своей деятельности дублировать друг друга. Основная задача при этом состоит в том, что их функции должны быть точно урегулированы в нормативном порядке, а действия должны носить скоординированный характер. Кроме того, важная роль в защите прав человека и гражданина принадлежит общественным формированиям. В настоящее время разрабатываются новые законы об участии общественности в правоохранительной деятельности. Очевидно, что в них должны быть определены не только права объединений по защите прав и законных интересов граждан, но и четко определена процедура их реализации, созданы необходимые условия для решения этих задач.

Особого рассмотрения требуют вопросы законодательного регулирования споров, возникающих в сфере отношений граждан с органами исполнительной власти. Здесь существует немало нерешенных проблем. Так, например, до настоящего времени не принят Федеральный закон о порядке обращений граждан в государственные органы и в органы местного самоуправления в случаях нарушения прав человека и гражданина. Окончательно не упорядочены процедуры рассмотрения административных споров в рассматриваемой сфере в судебном порядке. Известно, что во многих законах, принятых в Российской Федерации в 90-е годы, содержатся нормы о судебном порядке разрешения споров между органами исполнительной власти и гражданами (например, Закон о занятости населения, Закон об охране окружающей среды и др.). Наряду с этими законодательными актами, действует универсальный Закон об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Тем не менее и названный Закон содержит нормы, требующие дополнительного официального толкования, особенно, если их сопоставить с нормами главы 24 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, введенной в кодекс в целях определения правил судопроизводства по данному закону.

По-видимому, назрела необходимость реализовать закрепленную в Конституции идею административного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации), как в части организации самой судебной системы, так и в законодательном регулировании ее деятельности. Данная норма предусматривает, что реализация судебной власти, или осуществление правосудия должно происходить в установленном процессуальном порядке. Он в целом носит универсальный характер и основывается на таких общих принципах, как: равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытое судебное разбирательство, состязательность и равноправие сторон. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений, то есть от того, нормы какой отрасли материального права оказались нарушенными, судопроизводство приобретает некоторые особенности. В свою очередь, особенности, отраженные в законодательстве, в определенной мере позволяют классифицировать судопроизводство на конституционное, гражданское, уголовное и административное.

Конституционное судопроизводство регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Гражданское судопроизводство определяется Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, уголовное судопроизводство - Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, а административное - Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Наличие административного судопроизводства логически обусловливает необходимость создания соответствующего процессуального инструментария, а именно - Административно-процессуального кодекса Российской Федерации, что, в свою очередь, позволит освободить Гражданско-процессуальный кодекс от административно-процессуальных норм, так как эти нормы имеют свою определенную специфику, о чем уже говорилось.

В последние годы в Российской Федерации был принят ряд законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов (в частности, Закон о внутренних войсках МВД России, Положение о МВД России и др.), а также касающихся сферы осуществления гражданами их прав и свобод (например, право на жизнь, неприкосновенность личности, жилища, свободу слова, передвижения и др.). Эти права граждан корреспондируются с обязанностями, возникающими в административно-правовых отношениях не только у граждан, но и у тех органов исполнительной власти, должностные лица которых обязаны по роду своей деятельности создавать условия для успешной реализации гражданами своих прав и свобод, а также обеспечивать их охрану. С учетом этих обстоятельств представляется, что при разработке и подготовке к принятию административно-правовых актов, регулирующих процесс обеспечения прав и свобод человека и гражданина, целесообразно предусмотреть: возможные пределы вмешательства органов государства в личную жизнь человека и гражданина; применение силы по отношению к гражданам; ответственность органов исполнительной власти всех уровней и их должностных лиц, совершивших (допустивших) нарушение прав и свобод человека и гражданина.

 

2008-09-05 18:46:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27                                              
Яндекс.Метрика