Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

3.1.3. Художественное содержание и художественная форма

Изображаемый писателем в авторском понимании и оценке предмет переходит в содержание литературного произведения. Хорошо сказал об этом в своей статье «Содержание литературы» великий индийский писатель Рабиндранат Тагор: «Внешний мир, воздействуя на наше сознание, вызывает в нем другой мир. Этот мир полон не только красок, образов, звуков и других вещей, идущих от внешнего мира, с ним тесно связаны и наши понятия о добре и зле, наши страхи, удивления, наши горести и радости - разнообразное внешнее выражение его зависит от богатства нашего духовного мира».

На значение авторской субъективности в создании художественного содержания настойчиво указывал еще Белинский (особенно во «Взгляде на русскую литературу за 1846 год» и во «Взгляде на русскую литературу за 1847 год»). Чернышевский в статье «Об искренности в критике» заявил, что без субъективного начала содержания творения искусства вообще не может возникнуть.

Содержание литературного произведения всегда составляет органический сплав изображенного и выраженного писателем. Только при взаимодействии в произведении обоих начал (изобразительного и выразительного) можно говорить об идейном содержании, способном обогащать мысли и чувства читателей.

Характерно, например, замечание Л. Толстого о таких великих писателях, как Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс и В. Гюго, показавших с огромной силой язвы и пороки современного им общества. Толстой в своем замечании сказал не о том, что непосредственно изобразили эти писатели, а о том, что ими было в этом изображении выражено.

Итак, связь и взаимодействие изобразительного и выразительного начал, подлежащего и сказуемого искусства, как их метко назвал один из современных ученых (Н.К. Гей), и вводят в сущность понятия содержания художественной литературы.

«Говоря о содержании, нужно подчеркнуть не меньшую важность субъективного начала. Об огромном значении личности художника сказал Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя»: «...проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни-и если только вы в силах и имеете глаз, то найдете в нем глубину, какой нет у Шекспира. Но ведь в том-то и весь вопрос: на чей глаз и кто в силах»:

«Форма жизни» и форма литературы. Чернышевский назвал присущую искусству и литературе художественную образность, составляющую их специфику, формой жизни: «...искусство,- писал он,- вернее достигает своей цели, нежели простой рассказ, тем более ученый рассказ: под формою жизни мы гораздо легче знакомимся с предметом, гораздо скорее начинаем интересоваться им, нежели тогда, когда находим сухое указание на предмет».

Форма жизни, т.е. образная форма, в отличие от понятийного мышления, научных абстракций и формул, от расчленяющего целостные явления и характеры анализа, имеет дело с живым воплощением изображаемых художником лиц, событий, процессов развития жизни, явлений, внутренних состояний людей, «осердеченных» мыслей, чувств. Такое воплощение прямо соответствует как живой целостности предмета искусства и литературы, так и общему назначению художественного творчества - вызывать живое чувство красоты или безобразия изображаемого и тем самым действенно участвовать в формировании и совершенствовании духовного мира людей.

Созданная еще в глубокой древности художественная образность стала специфическим признаком искусства, определив его безграничные возможности.

Единство содержания и формы в литературе. «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания - значит уничтожить самое содержание; и наоборот: отделить содержание от формы значит уничтожить форму». Сказанное Белинским уже давно вошло в золотой фонд научной эстетической мысли.

Обращаясь к языку понятий, мы можем передать общую мысль, выраженную поэтом в том или ином лирическом стихотворении; но богатство чувств, переживаний и живых сцеплений эмоционально окрашенных мыслей неизбежно утратится. Поэтому и отказывался Гете от какого-либо однозначного пояснения идей его гениальной трагедии, а Л. Толстой, как уже отмечалось, говорил, что для передачи идеи «Анны Карениной» он должен повторить весь роман от первой до последней строчки.

Нужно иметь в виду относительность и соотносительность понятий содержания и формы в творениях художественной литературы. То, что в соотнесении с одними элементами художественного произведения выступает как содержание, в сотнесении с другими осмысливается как форма.

Так, по отношению к идейному содержанию романа «Мать» сюжет этого произведения выступает как одна из форм раскрытия содержания.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика