Литературоведение
3.1.3. Художественное содержание и художественная форма
Изображаемый писателем в авторском понимании и оценке предмет переходит в содержание литературного произведения. Хорошо сказал об этом в своей статье «Содержание литературы» великий индийский писатель Рабиндранат Тагор: «Внешний мир, воздействуя на наше сознание, вызывает в нем другой мир. Этот мир полон не только красок, образов, звуков и других вещей, идущих от внешнего мира, с ним тесно связаны и наши понятия о добре и зле, наши страхи, удивления, наши горести и радости - разнообразное внешнее выражение его зависит от богатства нашего духовного мира».
На значение авторской субъективности в создании художественного содержания настойчиво указывал еще Белинский (особенно во «Взгляде на русскую литературу за 1846 год» и во «Взгляде на русскую литературу за 1847 год»). Чернышевский в статье «Об искренности в критике» заявил, что без субъективного начала содержания творения искусства вообще не может возникнуть.
Содержание литературного произведения всегда составляет органический сплав изображенного и выраженного писателем. Только при взаимодействии в произведении обоих начал (изобразительного и выразительного) можно говорить об идейном содержании, способном обогащать мысли и чувства читателей.
Характерно, например, замечание Л. Толстого о таких великих писателях, как Ф.М. Достоевский, Ч. Диккенс и В. Гюго, показавших с огромной силой язвы и пороки современного им общества. Толстой в своем замечании сказал не о том, что непосредственно изобразили эти писатели, а о том, что ими было в этом изображении выражено.
Итак, связь и взаимодействие изобразительного и выразительного начал, подлежащего и сказуемого искусства, как их метко назвал один из современных ученых (Н.К. Гей), и вводят в сущность понятия содержания художественной литературы.
«Говоря о содержании, нужно подчеркнуть не меньшую важность субъективного начала. Об огромном значении личности художника сказал Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя»: «...проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни-и если только вы в силах и имеете глаз, то найдете в нем глубину, какой нет у Шекспира. Но ведь в том-то и весь вопрос: на чей глаз и кто в силах»:
«Форма жизни» и форма литературы. Чернышевский назвал присущую искусству и литературе художественную образность, составляющую их специфику, формой жизни: «...искусство,- писал он,- вернее достигает своей цели, нежели простой рассказ, тем более ученый рассказ: под формою жизни мы гораздо легче знакомимся с предметом, гораздо скорее начинаем интересоваться им, нежели тогда, когда находим сухое указание на предмет».
Форма жизни, т.е. образная форма, в отличие от понятийного мышления, научных абстракций и формул, от расчленяющего целостные явления и характеры анализа, имеет дело с живым воплощением изображаемых художником лиц, событий, процессов развития жизни, явлений, внутренних состояний людей, «осердеченных» мыслей, чувств. Такое воплощение прямо соответствует как живой целостности предмета искусства и литературы, так и общему назначению художественного творчества - вызывать живое чувство красоты или безобразия изображаемого и тем самым действенно участвовать в формировании и совершенствовании духовного мира людей.
Созданная еще в глубокой древности художественная образность стала специфическим признаком искусства, определив его безграничные возможности.
Единство содержания и формы в литературе. «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания - значит уничтожить самое содержание; и наоборот: отделить содержание от формы значит уничтожить форму». Сказанное Белинским уже давно вошло в золотой фонд научной эстетической мысли.
Обращаясь к языку понятий, мы можем передать общую мысль, выраженную поэтом в том или ином лирическом стихотворении; но богатство чувств, переживаний и живых сцеплений эмоционально окрашенных мыслей неизбежно утратится. Поэтому и отказывался Гете от какого-либо однозначного пояснения идей его гениальной трагедии, а Л. Толстой, как уже отмечалось, говорил, что для передачи идеи «Анны Карениной» он должен повторить весь роман от первой до последней строчки.
Нужно иметь в виду относительность и соотносительность понятий содержания и формы в творениях художественной литературы. То, что в соотнесении с одними элементами художественного произведения выступает как содержание, в сотнесении с другими осмысливается как форма.
Так, по отношению к идейному содержанию романа «Мать» сюжет этого произведения выступает как одна из форм раскрытия содержания.
2009-05-05 18:07:32 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |