Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

3.1.2. Предмет и цель художественной литературы

Предмет художественной литературы. Многовековое развитие художественной литературы, характеризующееся все большим проникновением ее во внутренний мир людей, и их связи с окружающим внешним миром, в их отношения друг с другом, закономерно приводит к мысли, что главным предметом литературного изображения является человек. Завоевание человеком центрального места в художественных произведениях было, как указывал Белинский, результатом большого пройденного человечеством пути художественного познания и творчества. Останавливаясь на древней индийской поэзии и других видах древнего индийского искусства, Белинский отмечал обожествление в них природы и выдвижение на передний план «растений, змей, птиц, коров, слонов и прочих животных». Человек занимал в этом искусстве лишь подчиненное по отношению к природе положение - «только ее служителя, жреца и жертвы». Следующим этапом в развитии образного мышления была древнеегипетская мифология.

Полновластно «человек вступил в свои права» только в древнегреческом искусстве: «Боги Греции не что иное, как образы идеального человека, обожествление человека». С момента прихода в искусство человека как главного героя открывается возможность для великих завоеваний в области художественного творчества (эпопеи Гомера «Илиада» и «Одиссея», трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана). В подавляющем большинстве литературных произведений на первом плане именно люди, их жизнь, деяния, мысли, чувства, борьба. Поэтому воспоминание о том или ином писателе оказывается связанным прежде всего с образами его героев.

Но человек является главным предметом литературы не только и даже не столько потому, что он занял преобладающее место в его творениях, но главным образом потому, что и все остальное изображенное в ней - природа, животные, вещи - получает свой идейно-художественный смысл исключительно в соотношении с жизнью и характерами людей, с той или иной философией жизни, с человеческими мыслями, чувствами, переживаниями.

Правда, в пейзажных стихах и картинах природы, воспроизведенных в прозе, главный объект изображения - именно природа, но не сама по себе, а в обязательном соотнесении с человеческой жизнью. Еще Гораций говорил, что только плохой поэт описывает рощи, ручей, жертвенник, шумящий поток, радугу вне всякой связи с человеком. А один из английских поэтов первой половины XVIII века Александр Поп остроумно сравнивал картины природы, изображенные ради них самих, с обедом, приготовленным из одних соусов.

Приведем тютчевское стихотворение, посвященное морю:

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

Тютчев пишет о море, о его многоцветных в лунную ночь красках, о его живом, бурном дыхании, о гремящих и сверкающих волнах,- и какое высокое человеческое чувство праздника жизни, ее полноты, могучей красоты возникает у читателей!

Своеобразие предмета литературы органически связано и со своеобразием ее цели. Другими словами, человек в художественных произведениях столько же является их предметом, сколько и целью.

Цель художественной литературы. Наиболее верное и отчетливое понимание этого вопроса было дано такими гениальными мыслителями, как В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

Раскрывая смысл данного им определения искусства как «учебника жизни», Чернышевский говорил о том, что искусство, во-первых, воспроизводит жизнь, во-вторых, объясняет ее явления и, в-третьих, произносит над ними свой приговор. Изображая действительность, искусство и литература знакомят с существенными характерными явлениями, вводят их в поле зрения людей, выявляют существо развивающихся, текучих процессов жизни.

Русские революционные демократы внесли неоценимый вклад в понимание цели искусства и литературы, роли художественных произведений в общественной жизни. Они выдвинули на первый план и с большой полнотой охарактеризовали идейное, нравственное, эстетическое назначение как отдельных литературных произведений, так и литературного творчества в целом. Белинский, который проанализировал идейно-художественные богатства пушкинской поэзии, высказал уверенность в том, что в будущем произведения великого поэта будут воспитывать эстетическое и нравственное чувство. А Чернышевский писал: «Поэты - руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить все благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее».

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика