Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

4. СТРУКТУРАЛИЗМ И ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Структурализм - направление в литературоведении, один из методов гуманитарных наук, разработанный с целью обнаружить, описать и объяснить структуры мышления, лежащие в основе культуры прошлого и настоящего.

Термин структурализм возник во второй половине 40-х - первой половине 50-х гг. XX в. в трудах французского этнолога К. Леви-Строса.

... Конечной задачей структурализма становилось нахождение механизма порождения текста.

... В центре внимания структурной поэтики - проблемы организации всех текстовых элементов в художественную целостность, выявление внутритекстовых связей, выделение уровней структуры произведения и установление иерархических связей между ними, наконец, моделирование как отдельного текста, так и художественной структуры целых групп произведений, литературных направлений и даже эпох -все эти неотъемлемые от структурализма приемы и задачи предполагают анализ системы отношений элементов, составляющих художественную целостность.

... Основой методики структурной поэтики является принцип имманентного исследования произведения: художественный текст рассматривается как некоторая данность, которая подвергается анализу как самостоятельное целое. Изучение текста на уровне структурной поэтики не предполагает «выхода» к исторической обстановке, в которой создавалось произведение, его сопоставлению с другими художественными явлениями, к биографии самого писателя. Находясь в рамках текстовой данности, ограничиваясь чисто «внутренним анализом», исследователь выявляет элементы художественного текста и рассматривает связи между ними. Таким образом, каждая часть художественной структуры соотносится с другими компонентами той же структуры. Один из лидеров французского структурализма Ролан Барт называет такой способ анализа произвольно закрытым.

... Методология и методические приемы структурного анализа у различных ученых неоднородны. Ролан Барт и другие французские структуралисты (Тодоров, Кристева, Греймас) сосредоточили внимание на теоретических проблемах и на имменентном анализе поэтических текстов. Ц. Тодоров в своей книге «Поэтика прозы» (1971) предлагает в связи с применением новой структурной методологии новое построение самой науки и литературе, различая два наиболее общих подхода к проблеме изучения литературы, взаимно дополняющие друг друга:

1) изучение литературного текста как такового, когда литературное произведение представляет собой единственный объект и конечную цель исследования, именуется им интерпретацией (не совпадающей с общепринятым в современной науке пониманием этого термина как истолкования литературного произведения, постижения его смысла, идеи, концепции);

2) объектом анализа становятся уже не отдельные произведения, а их группы. Исследователь стремится к установлению общих законов, по которым строятся такие произведения, - этот подход можно было бы назвать, по мышлению Тодорова, научной критикой. Этот подход отрицает автономность литературного произведения, которое рассматривается как результат действия внелитературных закономерностей, относящихся к сфере психологии, общественной жизни или так называемого «человеческого духа». Исследование художественного произведения оказывается сродни дешифровке или переводу: поскольку произведение воплощает в себе «нечто», поскольку задача исследователя - добраться до этого «нечто», расшифровать поэтический код.

Постструктурализм. Как направление в литературоведении получил распространение в 70-80-х гг. XX в. Несмотря на стремление преодолеть структурализм, постструктурализм во многом пользуется его методами и анализирует его проблемы.

... Проблема концепции нового автора - интеллектуала, писателя, «структура», давно привлекала внимание Ролана Барта, еще в 1968 г.он провозгласил тезис о «смерти автора». В знаменитом эссе того же названия он выходит за рамки исходного эстетического принципа модернизма, согласно которому искусство не есть отражение реального мира, а лишь проекция «Я» художника, более того, выражение его зачастую болезненных импульсов, которые объявляются наиболее благородным состоянием для художественного творчества.

Приняв основы этой теории, постструктурализм шагнул дальше, «деконструировав» фигуру автора, субъект как таковой.

... «Смерть автора» и «крах персонажа» - излюбленные тезисы теоретиков потструктурализма (для французских и американских семидесятых годов - Дж. Миллера, Д. Хеймана, Л. Лерненра и др., вдохновленных мыслью Ницше о «фикции» существования субъекта), означающие демонтаж классической фигуры, кризис личностного

начала. Разрушив понятие центра, постструктурализм фрагментировал и человека, сделав его не тождественным самому себе. Утрата характерной для реализма целостности личности проявилась уже в литературе модернизма и перешла в постмодернистскую литературу.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика