Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

Ритм выступает своего рода «кристаллической решеткой» стиховой речи. Благодаря ритму, в стихе даже отдельное слово акцентировано и может нести максимальную смысловую нагрузку (см.: Ю.Н.Тынянов о «тесноте стихового ряда»). В стихе даже звуковой повтор и любое иное систематическое сочетание звуков может приобретать эстетическую выразительность, тогда возникает явление звукописи (аллитерации, ассонансы и т.п.). Звукопись может служить как изобразительным (звукообраз), так и выразительным (звуковой аккомпанемент, курсив) средством.

Во всей совокупности ритмические особенности стиха, усиливаемые звукописью, создают определенную интонацию, которую порой называют смысловой мелодией произведения. Интонация (особенно в лирике), действительно, эстетически значима, она выражает определенные эмоциональные состояния человека.

Многие выдающиеся поэты XX века и исследователи стиха убедительно утверждают, что высшей смысловой функцией ритма является соучастие в превращении Хаоса в Космос: в установлении - через звуковой ряд - связей между доселе разрозненными сторонами бытия, между духовным и внешним миром, между сиюминутным и вечным.

Изучая стиховую форму исторически, следует знать системы русского стихосложения, понимать причины их возникновения и смены.

В каждой системе стихосложения существует свой доминирующий принцип ритмообразования, определяемый тем, какие однозначные речевые явления (долгота и краткость слогов, ударения, количество слогов и т.п.) играют ритмообразующую роль.

При изучении устного народного (лесенно-тонического) стиха, например, надо иметь в виду, что в этой системе стихосложения ритм определяется не только количеством долгих слогов в строках, но прежде всего равномерностью распределения этих долгих слогов. А их равномерность определяется здесь временем напева (числом тактов между ударными слогами).

При изучении силлабической (слоговой) системы следует иметь в виду, что она не учитывает главного мелодического свойства русской речи -подвижности ударений. Поэтому силлабическая система очень недолго господствовала в русской поэзии. В этой же связи важно отметить, что в русском силлабическом стихе с самого начала существенную ритмообразующую роль играли фиксированные ударения а конце и середине строки. Так намечалась тенденция к новой, слогоударной (силлабо-тонической) системе стихосложения.

Определенные затруднения возникают при изучении силлабо-тонической системы стихосложения в связи с тем, что ритм конкретного стихотворения, то есть расположение ударений в строке, обычно не совпадает с метром, то есть с идеальной схемой размещения ударений по стопам. Полное совпадение ритма с метром практически невозможно (особенно при двусложных размерах - хорее и ямбе). Однако именно в разной степени сближения и расхождения между ритмом и метром проявляется интонационный рисунок данного конкретного стихотворения, характеризующий его индивидуальное идейно-эстетическое своеобразие.

При изучении тонической системы возникают следующие трудности. Количество ударений В рифмующихся строках тонического стиха не играет принципиальной ритмообразующей роли, хотя и колеблется обычно в очень узких пределах. Равномерность расположений ударений в тоническом стихе также невозможно уловить путем подсчета безударных слогов (их количество неодинаково). Одни стиховеды считают вообще несущественным вопрос о равномерности ударений внутри тонического стиха: «Композиционное упорядочение такого стиха ограничивается возвращением сильного слога после более или менее обширной группы слабых» (В.М. Жирмунский). Другие стиховеды, отстаивающие так называемую «тактометрическую» теорию стиха (А.П. Квятковский, например), утверждают, что при произношении тонического стиха устанавливается определенная равномерность расположения ударений (эту равномерность можно выявить подсчетом «тактов»).

Общая тенденция развития системы стихосложения от древности до наших дней состоит в сближении стихотворной речи с естественной речью, в «раскрепощении» стиха от искусственностей, выработанных поэтической практикой прошлого.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика