Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

Типы положительных героев. Понятие «положительный герой» употребляется в субъективном и объективном значениях. В первом случае мы имеем в виду непосредственную оценку своего героя самим писателем, показывающим его в качестве высокого примера, достойного всяческого подражания. Во втором же случае речь идет о том, что тот или иной персонаж по своим качествам объективно представляет собой подлинного героя. Разумеется, что пушкинская Татьяна, грибоедовский Чацкий, Рахметов Чернышевского, Павел Власов Горького, молодогвардейцы Фадеева одинаково положительны как в субъективном авторском понимании, так и в их объективном значении. Однако может быть и несовпадение объективной значимости образа героев и субъективного писательского отношения к ним.

Рассматривать положительных героев мы должны конкретно-исторически, то есть в связи с тем «историческим потоком», который их, по выражению Энгельса, «несет». Вне такого исторического подхода мы не сможем постигнуть их объективной сути.

При понимании объективного характера типов положительных героев становится ясной ошибочность позиции тех писателей и литературоведов, которые ратуют за изображение идеального героя. Подлинный художник показывает не выдуманный им идеал, а действительные, существенные черты тех или иных социальных групп.

Положительный герой - отнюдь не выдуманный идеальный персонаж, а типическое обобщение действительных черт и свойств тех или иных групп людей. Например, Тарас Бульба. Писатель отнюдь не приукрашивал своего любимого героя и не считал все его поведение прекрасным. Он отмечал и те черты, которые явились порождением дикого, мало еще очеловеченного, по выражению автора, века (свирепая жестокость к врагам и их детям, пренебрежительное отношение к женщинам вообще и собственной жене в частности). Однако главное, ведущее в характере Бульбы - высокое чувство патриотизма, пафос народного товарищества, несгибаемая воля, твердая целеустремленность - характеризует Тараса как подлинно положительного героя. Гоголь, обращаясь и к историческому прошлому, оставался верен действительности и воспевал то, что для тех условий было положительным в самой жизни.

Принципы сатирической типизации. Велико познавательно-воспитательное значение и образов, созданных на основе сатирических принципов типизации. Сатирой называется любое литературное произведение, подвергающее гневному осмеянию какие-либо общественные пороки. Сатирами являются «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Путешествие Гулливера» Свифта, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя, «История одного города» Салтыкова-Щедрина, «Янки при дворе короля Артура» и «Человек, который совратил Гедлиберг» Марка Твена и т. д.

Большую роль в осуждении феодально-крепостнического строя играли, например, гоголевские «Мертвые души», а господствовавшего в царской России самодержавно-полицейского строя – «История одного города», «Помпадуры и помпадурши» и «Господа ташкентцы» Щедрина.

Необходимым условием истинной сатиры является ясность осознания писателем как ее объекта, так и ее цели: «Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало».

Наиболее распространенными средствами художественной изобразительности в сатире являются гипербола и гротеск. Гипербола в сатире - это или отдельное выражение, или целая картина, основанные на преувеличении тех или иных осмеиваемых писателем-сатириком черт и свойств тех или иных людей или явлений. Гротеск в сатире - представление осмеиваемого в нарочито уродливом виде, сочетающем смешное со страшным, действительное с фантастическим. Примеры сатирических гипербол и гротесков можно найти у Рабле, Гоголя в таких произведениях, как «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Мертвые души», и у других писателей.

Однако выделение осмеиваемых черт может осуществляться и без какого-либо видимого преувеличения или фантастики. Так, используя лишь средства иронии, без гиперболы и гротеска, Л. Леонов сатирически изображает в «Русском лесе» несоответствие раздумий Грацианского его подлинным делам.

Изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах - закон реалистической литературы. Высшей формой выражения типического являются образы реалистической литературы. Учитывая завоевания реализма в раскрытии закономерностей общественной жизни людей и, тем самым, в соотнесении изображаемых характеров с определенными социально-историческими условиями, Ф. Энгельс в письме к М. Гаркнесс замечательно сформулировал главную суть реалистической литературы. «На мой взгляд,- писал он,- реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика