Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение

3.1.6. Художественный образ

Особенности художественного образа. Образная форма отражения жизни, какой является искусство, предполагает художественное воплощение общего, закономерного в отдельных лицах, единичных событиях, конкретных переживаниях. Конечно, в таком сложном виде образная форма не сразу стала присуща творениям искусства. Она - продукт длительного исторического развития.

Но даже на самой ранней стадии искусства можно уловить тенденцию изображать не все в данных событиях, действиях и лицах, а то, что казалось наиболее важным, причем важным для определенных жизненных обстоятельств.

... В классической литературе античного мира мы имеем уже дело с осознанным представлением общего в том или ином конкретном лице.

В дальнейшем развитии литературы, в лучших ее произведениях все очевиднее представали типы-лица, в которых выражались характерные черты определенных классов, групп, общественных направлений. Достаточно вспомнить персонажей трагедий такого великана Возрождения, как Шекспир, героев произведений таких писателей XIX и XX веков, как Пушкин и Гоголь, Бальзак и Диккенс, Л. Толстой и Достоевский, Горький и Шолохов.

Раскрытие в «форме жизни» общего, существенного, типического стало, следовательно, возможным только на основе успехов в развитии человеческого мышления и в наш век представляет уже неотъемлемое свойство подлинно художественных образов.

Итак, первой особенностью художественных образов является сочетание в них живой конкретности, богатства индивидуальных черт и свойств, определяющее силу их эмоционального воздействия на читателей, зрителей, слушателей.

Подчас множество ассоциаций в читательском сознании может вызвать даже одно или несколько слов, и они способны создать образное представление, порождающее излучение мыслей и чувств. Поучительны в этом отношении пример и судьба пушкинского стихотворения «Еще дуют холодные ветры...», в котором зазвучал ставший позднее знаменитым образ весенних «клейких листочков».

Уже в самом пушкинском стихотворении этот образ непосредственно связан с картиной весеннего пробуждения и расцвета природы: с показавшимися ранними цветочками, с первой полетевшей пчелкой, с ожиданием прихода во всем ее великолепии «красной весны» с ее позеленевшими лугами, кудрявыми березами, черемухой душистой... И какие ассоциации с расцветом жизни в ее различных прекрасных проявлениях рождал и рождает незабываемый пушкинский образ «клейких листочков»!

Перейдем теперь к более конкретному выяснению важнейших свойств образа: присущего ему богатства индивидуальных признаков и раскрывающегося в них общего. Каждая частность в художественном произведении должна быть оправданной по отношению к целому и составлять необходимое звено в передаче содержания. При изображении тех или иных явлений и характеров должно быть представлено не все богатство индивидуальных свойств и признаков, а лишь те из них, которые характерны для данного содержания, обусловленного идейно-художественной целью произведения.

Речь идет об органичности всего изображенного, то есть о строгом подчинении каждой детали общему идейно-художественному замыслу произведения. Все эти черты, проявления, детали должны быть тщательно отобраны, чтобы выявить существо определенных явлений и характеров и создавать иллюзию настоящей жизни, без чего искусство не может осуществлять своих целей.

Некоторые литературоведы считают, что образность-синоним наглядности, что «форма жизни» предполагает обязательное воспроизведение явлений и лиц, которые можно бы было «осязаемо» представить. Однако это не исчерпывает понятия «формы жизни». Выраженное лирическим поэтом переживание, высказанная персонажем эпического или драматического произведения мысль вовсе не «наглядны», но с не меньшей, чем «наглядные» явления, силой апеллируют к сознанию читателей, будучи сложным сплавом мысли и чувства писателя или поэта. Именно этим и определяется в основном воздействие лирической поэзии, которой хотя и не чужды пластические образы, но которой присуще прежде всего именно эмоциональное выражение мыслей и переживаний. Сравним, например, пластическую пушкинскую картину:

Один на ветке обнаженной

Трепещет запоздалый лист-

с пушкинскими же строками:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит.

В первом случае перед нами изображение поздней осени, того момента, когда уже неуловима грань ее перехода к зиме. Это вызывает много ассоциаций, чувствований, раздумий. Во втором случае - прямое выражение эмоционально окрашенной мысли.

Образное мышление и художественный вымысел. Еще бытуют наивные представления о процессе художественного мышления, согласно которым писатель, изучая жизнь и проникая в ее закономерности, вырабатывает идеи, а затем уж подыскивает жизненные положения, характеры, поступки и деяния людей, которые наиболее красноречиво доносят идеи до читателей. При таком упрощенном понимании специфика мышления образами - а именно она делает искусство искусством - совершенно игнорируется. На самом деле образное мышление и берет свое начало в живом созерцании действительности и в целом представляет собой нескончаемый поток новых и новых ассоциаций, возникающих и развивающихся сравнений, формирующихся концепций исследовательской художественной мысли. Чтобы понять и ощутить особенности этого сложного процесса, называемого мышлением в образах или художественным мышлением, обратимся к красноречивому свидетельству Достоевского в его «Дневнике писателя» за 1873 г., в «Маленьких картинках». Поучительны здесь и те строки, в которых он пишет о начальном восприятии какого-либо явления, лица, события, схваченного в его целостности и подробности острым и цепким взглядом, и те строки, в которых рассказывается о дальнейшем процессе образного мышления.

Можно сослаться на Добролюбова, давшего в статье «Темное царство» замечательную сравнительную характеристику научного и художественного мышления. Он писал, что философу «обилие частных представлений, собранных прежде и неприметно покоившихся в его сознании, дает... возможность тотчас же составить из них общее понятие и, таким образом, немедленно перенести новый факт из живой действительности в отвлеченную сферу рассудка...». Иное дело поэт, «художническая натура». Он «сильно поражается самым первым фактом известного рода, представившимся ему в окружающей действительности. У него еще нет теоретических соображений, которые бы могли объяснить этот факт; но он видит, что тут есть что-то особенное, заслуживающее внимания, и с жадным любопытством всматривается в самый факт, усваивает его, носит его в своей душе сначала как единичное представление, потом присоединяет к нему другие, однородные факты и образы и, наконец, создает тип, выражающий в себе все существенные черты всех частных явлений этого рода, прежде замеченных художником». Эта характеристика великим критиком процесса художественного творчества, основанная на живой практике, не только закрепляет теоретическое осмысление специфики образного мышления, но и акцентирует огромное значение в нем вымысла.

...Как это внешне ни кажется парадоксальным, именно благодаря художественному вымыслу писатели достигают большой жизненной правды: показываемые ими герои действуют, мыслят, чувствуют так, как на самом деле должны действовать, мыслить и чувствовать люди с такими характерами, при таких же, как и изображенные, обстоятельствах.

Таким образом, сказанное о художественном вымысле как о необходимом условии поэтического изображения действительности приводит нас к общему пониманию познавательных возможностей искусства и литературы.

 

2009-05-05 18:07:32 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42                
Яндекс.Метрика