Литературоведение
3.1.5. Художественное пространство и время
В каждом произведении литературы при посредстве внешней формы (текста, речевого уровня) создастся внутренняя форма литературного произведения - существующий в сознании автора и читателя художественный мир, отражающий сквозь призму творческого замысла реальную действительность (но не тождественный ей). Важнейшие параметры, категории внутреннего мира произведения - художественное пространство и время. Основополагающие идеи в исследовании этой проблемы литературного произведения разработаны М.М. Бахтиным. Он же и ввел термин «хронотоп», обозначающий взаимосвязь художественного пространства и времени, их «сращенность», взаимную обусловленность.
Хронотоп выполняет ряд важных художественных функций. Так, именно через изображение в произведении пространства и времени становится наглядно и сюжетно зримой эпоха, которую эстетически постигает художник, в которой живут его герои. В то же время хронотоп не ориентирован на адекватное запечатление физического образа мира, он ориентирован на человека: он окружает человека, запечатлевает его связи с миром, нередко преломляет в себе духовные движения персонажа, становясь косвенной оценкой правоты или неправоты выбора, принимаемого героем, разрешимости или неразрешимости его тяжбы с действительностью, достижимости или недостижимости гармонии между личностью и миром. Поэтому отдельные пространственно-временные образы и хронотоп-произведения в целом всегда несут в себе ценностный смысл.
В арсенале литературы существуют такие художественные формы, которые предназначены для создания пространственно-временных образов. Каждая из этих форм способна запечатлевать существенную сторону «человеческого мира»:
сюжет - течение событий,
система характеров - социальные связи человека,
пейзаж - окружающий человека физический мир,
портрет - внешний облик человека,
вводные эпизоды - события, воспоминаемые в связи с протекающими сейчас событиями.
При этом каждая из пространственно-временных форм - не копия действительности, а образ, несущий в себе авторское понимание и оценку. Например, сюжет - это такая цепь действий, событий, поступков, которая «разгадывает внутреннюю логику бытия, связи, находит причины и следствия». (А.В. Чичерин. Идеи и стиль. М., 1965. С. 11).
Названные выше формы запечатлевают наглядно-зримую картину художественного мира, но не всегда исчерпывают собою всю его полноту. В создании целостного образа мира нередко участвуют такие формы, как подтекст и сверхтекст.
«Подтекст - это неявный диалог автора с читателем, проявляющийся в произведении в виде недоговоренностей, подразумеваний, дистанцированных перекличек эпизодов, образов, реплик персонажей, деталей.» (Кубасов А.В. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра. Свердловск, 1990. С. 56). Подтекст устанавливает скрытые связи внутри произведения, обусловливая многослойность художественного мира и обогащая его смысловую емкость.
Сверхтекст - это также неявный диалог автора с читателем, но он состоит из таких образных «сигналов» (эпиграфов, явных и скрытых цитат, реминисценций, названий и т.п.), которые вызывают у читателя разнообразные историко-культурные ассоциации, подключая их к непосредственно изображенной в произведении художественной реальности. Тем самым сверхтекст раздвигает горизонты художественного мира, также способствуя обогащению его смысловой емкости.
Расположение и соотношение пространственно-временных образов в произведении внутренне мотивировано, есть и «жизненные» мотивировки в их жанровой обусловленности, есть и мотивировки концептуальные. Пространственно-временная организация носит системный характер, образуя в итоге «внутренний мир литературного произведения» (Д.С. Лихачев) как наглядно-зримое воплощение определенной эстетической концепции действительности. В хронотопе истинность эстетической концепции как бы подвергается испытанию органичностью и внутренней логикой художественной реальности.
При анализе пространства и времени в художественном произведении следует учитывать структуру системы характеров (контрастность, зеркальность и т.п.); строение сюжета (линейный, однонаправленный или с возвратами, забеганиями вперед, спиральный и т.п., удельный вес отдельных элементов сюжета); характер пейзажа, портрета; наличие подтекста и сверхтекста в произведении.
2009-05-05 18:07:32 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |