Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Судопроизводство зарубежных стран

В уголовно-процессуальном законодательстве Германии меры пресечения специально не выделены. Различают следующие меры уголовно-процессуального принуждения: 1) меры, призванные обеспечить явку обвиняемого и других участвующих в деле лиц (заключение под стражу, наложение на свидетеля штрафа в случае его неявки и др.); 2) меры, гарантирующие сбор доказательств (выемка, обыск, освидетельствование обвиняемого, прослушивание телефонных переговоров и др.); 3) меры, имеющие своей целью кратковременное задержание, проверки для установления личности.

Поскольку применение мер уголовно-процессуального принуждения всегда означает вторжение в сферу прав и свобод граждан, Конституция ФРГ закрепляет положение, согласно которому вмешательство в эти права возможно только на основании закона и только судья может решить вопрос о допустимости и продолжительности содержания под стражей. Судья имеет неограниченное право на применение всех мер процессуального принуждения. Определенные меры могут применять прокуратура и полиция, но это допускается лишь в том случае, если в этом есть неотложная необходимость и соответствующее судебное подтверждение. Независимо от того, кем было произведено задержание подозреваемого, он не позднее следующего дня должен быть доставлен к участковому судье для допроса. Если судья считает задержание неоправданным, то предписывает отпустить задержанного, если считает задержание обоснованным, то издает приказ об аресте.

Наиболее серьезной мерой процессуального принуждения в Германии является заключение обвиняемого под стражу, так называемый следственный арест, и здесь закон отводит важную роль судебному контролю. Заключение под стражу применяется, если лицо обоснованно подозревается в совершении преступления и имеются серьезные основания для ареста (имеются основания полагать, что это лицо скроется или уничтожит доказательства).

Заключение под стражу осуществляется на основании письменного приказа судьи об аресте. После того как арест будет произведен на основании приказа, арестованный доставляется к судье для допроса, в ходе которого ему разъясняется, в чем состоит подозрение; арестованному разъясняются его права - высказываться по поводу подозрения либо отказаться от дачи показаний.

Закон предусматривает широкие возможности для проверки в судебном порядке законности и обоснованности ареста. Если имеется ходатайство обвиняемого, его защитника или представителя о судебной проверке законности ареста, судья обязан провести такую проверку. Кроме того, суд обязан по собственной инициативе провести проверку оснований нахождения обвиняемого под стражей, если арест продолжается более трех месяцев.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья может назначить производство отдельных следственных действий, которые имеют значение для решения вопроса об оставлении приказа об аресте в силе. На предварительном следствии проверка оснований содержания под стражей относится к компетенции судьи, который издал приказ об аресте.

Срок содержания под стражей установлен законом в шесть месяцев, но он может быть продлен на основании судебного решения. В случае необходимости продления срока содержания под стражей, материалы направляются через прокуратуру в Высший суд земли, который перед решением вопроса о продлении срока заслушивает обвиняемого и его защитника.

Судебный контроль не ограничивается только изданием приказа. В соответствии с законодательством ФРГ такой контроль осуществляется и в процессе фактического исполнения судебного приказа об аресте. Судья вправе менять режим содержания арестованного.

В заключение следует отметить, что в Германии в некоторых случаях в порядке «судебного расследования» отдельные следственные действия могут осуществляться судьями-дознавателями, обязанности которых выполняют участковые судьи.

Таким образом, судебные органы в процессе предварительного расследования осуществляют контроль за расследованием уголовных дел, который заключается в контроле за соблюдением законности при применении принудительных мер, в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Процессуальные акты, издаваемые в связи с этим, в разных странах носят различное название (приказ, ордер), но это не меняет главного назначения судебной деятельности на этапе, когда дело еще не рассматривается судом, - создать надежный механизм обеспечения гарантий прав участников уголовного процесса.

 

2009-05-05 16:14:23 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44            
Яндекс.Метрика