Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Судопроизводство зарубежных стран

Должность Директора публичных преследований была учреждена в 1879 году для возбуждения и осуществления уголовного преследования по наиболее важным и сложным делам. В настоящее время Директор публичных преследований имеет право вступать в дело на любой стадии уголовного процесса, даже в том случае, если он возбужден по инициативе частного лица. За ним сохраняется право возбуждения производства по уголовному делу, которое в силу важности или сложности требует его вмешательства. Директор публичных преследований может давать указания по конкретным делам о возбуждении уголовного преследования и по какому именно обвинению. Директор осуществляет свои полномочия через соответствующие службы. Таким образом, Службу Директора публичных преследований можно определить как службу, осуществляющую уголовное преследование и поддержание публичного обвинения в суде по особо тяжким преступлениям и сложным делам.

В 1986 году в Англии была введена служба государственных обвинителей, которую возглавляет Директор публичных преследований. Англия и Уэльс разбиты на определенные округа. В каждом округе Директор публичных преследований назначает главного государственного обвинителя и рядовых государственных обвинителей. Именно государственные обвинители в конечном счете решают вопрос, должно ли дело рассматриваться в суде.

Особенность английского уголовного процесса состоит в том, что он строится по принципу общегражданского обвинения. Это означает, что право уголовного преследования предоставлено не только должностным лицам, но и частным лицам, т.е. гражданам, (как правило, это потерпевшие). Потерпевший может осуществлять предварительное расследование как лично, так и пригласив частного детектива. В тех случаях, когда частное лицо обращается в государственные органы, предварительное расследование производится полицией, которая в большинстве случаев и решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Уголовное преследование может быть возбуждено, как отмечалось выше, службой департамента Директора публичных преследований и государственными обвинителями. Полиция, занимаясь расследованием преступлений, не может выступать в качестве обвинителя в суде, поскольку является лишь органом, «помогающим» в расследовании.

Генеральный атторней может издать распоряжение, обязывающее полицию направить Директору публичных преследований информацию о совершении на ее территории преступлений, которые представляют особую общественную опасность (преступления, наказуемые смертной казнью, убийства, сговор на совершение государственных преступлений и пр.).

Заметная роль в уголовном судопроизводстве Великобритании отводится Директору управления по борьбе с тяжкими преступлениями. Этот государственный орган был создан в 1987 году. Его действие распространяется на Англию, Уэльс и Северную Ирландию. Директор управления подчиняется непосредственно Генеральному атторнею и наделен достаточно широкими полномочиями. Ему предоставлено право вести расследование, в том числе и право возбуждать преследование, в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что речь может идти о серьезном или сложном мошенничестве. Расследование проводится либо совместно с полицией, либо с другим лицом, которого Директор назначает в качестве независимого следователя как из своего аппарата, так и со стороны.

Предварительным расследованием в Англии занимается, в основном, полиция, поэтому эту стадию процесса более точно можно назвать «полицейским расследованием». Основным источником уголовно-процессуального права являются статуты. Наиболее важные из них, регламентирующие досудебное расследование, - Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 года, дополненный Законом об уголовном правосудии и публичном порядке 1994 года. Этими актами определяются основания и порядок проведения ареста, обыска, изъятия доказательств и других оперативных действий, которые предшествуют возбуждению уголовного дела.

В Англии действует общий принцип, согласно которому арест может быть применен полицией только после получения предварительного судебного приказа. Однако из этого правила существуют исключения, перечень которых с годами все более расширяется. При совершении преступления, за которое грозит лишение свободы на срок более пяти лет, т.е. наиболее общественно опасных преступлений, возможно задержание подозреваемого без судебного приказа. Суды и, в частности, Палата лордов выработали определенные принципы, которыми необходимо руководствоваться во всех случаях арестов без приказа. Полиция обязана сообщить лицу, подвергнутому аресту, основания его ареста или хотя бы указать на факты, образующие состав преступления.

Английское общее право всегда делало различие между арестом и задержанием. Только при аресте лицо может быть принудительно подвергнуто допросу. До 1984 года не были урегулированы сроки задержания лица до объявления ему основания задержания и сроки производства допроса по обвинению. Рекомендовалось только, чтобы этот срок не превышал 24 часов. Затем срок, в течение которого возможно задержание в полицейском участке, был увеличен. Устанавливалось, что полицейские вправе лишать свободы «до тех пор, пока это необходимо для подкрепления их общего подозрения». В 1981 году Апелляционное присутствие отделения королевской скамьи постановило, что задержанный должен быть доставлен в суд в течение 48 часов.

Таким образом, эта мера процессуального принуждения может быть применена не только в случае очевидных признаков преступления и лица, его совершившего, когда обстоятельства дела не терпят промедления, но даже в тех многочисленных случаях, когда налицо сомнение не только в отношении личности преступника, но и самого факта преступного деяния вообще. Англия постепенно отходит от своих правовых традиций. О чем свидетельствует, например, расширение прав полиции производить аресты без приказов по «неарестным» делам. Все преступления, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пяти лет, получили в Англии название «арестных». Все остальные преступления получили название «неарестные». Аресты без приказов по «неарестным» делам допускаются в следующих случаях: 1) если полицейский не может установить личность и место жительства подозреваемого; 2) если полицейский убежден в том, что лицо не останется на месте в тот период, который потребуется для получения повестки; 3) если необходимо предотвратить ущерб, который может причинить подозреваемый другим лицам или собственности.

 

2009-05-05 16:14:23 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44            
Яндекс.Метрика