Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Активные формы социально-психологического обучения

Овладение - ориентировочные действия, выполняющие когнитивно-результативную функцию и обеспечивающие профессиональное и личностное самосовершенствование, активность и самостоятельность субъекта деятельности. На этой фазе организационно-деятельностных игр, чтобы выяснить причины затруднений в практической деятельности, участники переходят к анализу ситуаций на теоретическом, абстрактном уровне. Но работа с концепциями или теоретическими схемами требует разработки или уточнения теоретических понятий, для построения которых использовалась логика «восхождения от абстрактного к конкретному».

У участников всех организационно-деятельностных игр на этой фазе формируется способность организовать коммуникацию при обсуждении, а также понимание динамики групповых процессов. Именно в этот момент у игроков появляется потребность «быть другим» для преодоления затруднений в коллективной управленческой деятельности.

Групповая динамика - межличностные процессы в группах. На четвертой фазе организационно-деятельностных игр участники строят стратегию самоизменения и саморазвития. Здесь же они переходят к построению проектов измененной профессиональной деятельности. Осознаваемая потребность участников организационно-деятельностных игр «быть другими»; и действовать «по-другому» становилась мотивом их деятельности как в рамках игрового учебного процесса, так и после игры, в своей практике.

Результатами организационно-деятельностных игр выступают, во-первых, развитие мышления обучаемых, выработка приемов продуктивной умственной деятельности, умений анализировать действительность, практику, находить и формулировать проблемы и решать их, во-вторых, складывание коллективного мыслительного действия и обучение коллективному мышлению. Особо необходимо отметить изменение и развитие за счет дисперсии состояний у игроков мыслетехнических, общеинтеллектуальных способностей - с одной стороны, и их личностных качеств через посредство групповых взаимодействий - с другой стороны. Дисперсия состояний - смысловое продвижение игроков от предметно-системодеятельного уровня анализа до осмысленных действий по управлению игровой моделью для достижения рефлексивных и социокультурных целей.

В-третьих, в ходе игры ситуация проблемного типа переводится в ситуацию заданного типа, происходит развитие социально организуемой деятельности и социальной практики. Формулируются новые цели, новые ценности и идеалы. Такое обновление происходит либо вследствие моделированных условий деятельности, либо в результате всеохватывающей критики деятельности. В настоящее время слабо развиты прогностические формы критики, как бы забегающие в будущие ситуации затруднений и конфликтов. Критики «ждут» появления реальных новых расстыковок в социальном механизме, новых кризисов. Вместе с переходом к проектированию новой деятельности, применением критических процедур и проблематизацией прошлой практики, игроки входят в тот способ существования, который проблематизирует и сам способ критической перестройки деятельности.

В-четвертых, результатом игры является быстрое возникновение и развитие групп, вплоть до коллективов со сложной архитектоникой микрогрупп и предпосылок становления макрогрупп, формируются команды для преобразования практики.

3.4. Организационно-мыслительная игра

Организационно-мыслительная игра - род организационных игр, овладение средствами мышления и развитие мыслительных способностей посредством моделирования профессиональной деятельности через организованную коммуникацию (мыследеятельность).

То, что мы осветили в разделе об организационно-деятельностных играх, может быть рассмотрено как целостная единица игры нового типа, которая совмещает все процессы коллективного саморазвития и развития деятельности. Практически существующие организационно-деятельностные игры в различной мере используют все эти возможности. Как правило, чем жестче логика, тем быстрее возникает перспектива отхода от содержательной, профессионально значимой ситуации в игре к увеличению мыслительного слоя в организационно-деятельностной игре. С его помощью достижимо согласие на выход за пределы практического заказа и превращение игры в полигон мыслительной деятельности.

Именно этими особенностями и обладают организационно-мыслительные игры (ОМИ). Они используют обычные процессы в организационно-деятельностных играх как повод, чтобы сосредоточить внимание на мыслительном движении. Ценностью и целью игры становятся: «чистота» мышления, предельная определенность средств мышления в мыслительной рефлексии, выращивание мыслительных способностей. В частности, организационно-мыслительная игра может свести демонстративные практические действия игроков к коммуникативным и, прежде всего - организационно-коммуникативным действиям.

Предельную значимость в организационно-мыслительной игре получает логико-семиотическая практика и рефлексия, привлечение самых высоких требований к системотехнике и к логической организации рассуждений. В определенной степени, организационно-мыслительные игры похожи на методологические семинары. Однако так характеризовать организационно-мыслительные игры можно, лишь если смотреть на них поверхностно, не реконструируя внутреннюю архитектонику, функциональную структуру, оставаясь на уровне морфологического слежения за ходом обсуждения.

 

2009-05-05 12:22:13 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика