Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Активные формы социально-психологического обучения

3.3. Организационно-деятельностные игры

Организационно-деятельностная игра - род операциональных игр, форма активного обучения разрешению проблемных ситуаций посредством моделирования организации социально-производственной деятельности.

В отличии от деловой игры, целью которой является решение актуальной практической задачи, цель организационно-деятельностные игры - решение теоретической или практической проблемы.

Организационно-деятельностные игры наиболее легко применимы в учебном процессе, в котором обучаемые имеют достаточный запас профессиональных знаний и умений.

Процесс деятельности в игре от осознания цели-задачи до получения результата, развертываемый во времени и пространстве в субъективно-объектных отношениях, можно обозначить как «ситуация». В понимании западного социального психолога Марка Аргайла, ситуация - это «естественный фрагмент социальной жизни, определяемый включенными в нее людьми, местом действия и характером развертывающихся действий».

В ситуации отражаются как проблемы, так и задачи. Проблемность ситуации означает такое затруднение в практике, для разрешения которого отсутствует опыт или теоретически обоснованные пути. Проблема для своего разрешения требует построения гипотезы или теоретической концепции, которые преобразуют проблему в задачу.

Задача же - это ситуация, в которой надо найти определенный порядок действий (алгоритм) для достижения цели, и где осуществление этого алгоритма требует наличия определенных умений. Таким образом, можно говорить о существовании как проблемных ситуаций, так и ситуативных задач.

Проблемная форма организации деятельности, коммуникации, рефлексии и мышления означает, что игроки помещены в условия, когда они не знают, что и как делать, какие они должны выработать способы деятельности, коммуникации, мышления, рефлексии и т.п. Кроме того, не только игроки, «перенесенные» из практики деятельности и действующие на сцене в рамках заданного сценаристом сюжета, в свою очередь сохраняющего специфические особенности затруднений в совокупной практике деятельности, но и сами режиссер и сценарист испытывают затруднения в моделировании и перестройке взаимодействий по ходу развития сюжетной линии. Следовательно, режиссер, сценарист, а также и сам методолог организационно-деятельной игры выходят в рефлексию. Они порождают потребность в организации рефлексии, рефлексивной взгонке, т.е. в привлечении методологов - специалистов по организации рефлексивного анализа деятельности.

Рефлективная взгонка - процесс рефлексивного схождения от абстрактного к конкретному при анализе деятельности. Методологи знакомятся с практикой, в которой возникли затруднения, выявляют основных субъектов практики и их отношения, строят проблемное поле и формулируют проблемы, создают концепцию заказа на игру.

В этом случае функция методологов в организационно-деятельностной игре составляет:

- обеспечение организованности режиссера, сценариста и идеолога игры;

- построение траектории «вождения» игроков, их взаимодействия;

- развитие сюжетной линии вплоть до нахождения выхода из трудной ситуации, которая задана сюжетом;

- через работу с сюжетом - нахождение выхода из трудной практической ситуации.

Приход методолога в режиссерскую и др. виды игровых работ сопровождается внесением соответствующей системы средств, организующих рефлексивную триаду. Рефлексивная триада - иерархический набор уровней взаимодействия в игре (игровой, игротехнический, методологический). Таким образом, триада состоит из языка теории деятельности, понятий и категорий деятельности, логики и мыслетехники, т.е. то, что присуще методологической деятельности.

Между игровой моделью и реальным затруднением сохраняется двойное отношение. С одной стороны, это - исследовательское отношение («имитация реальных проблем»). С другой стороны, это проектное отношение (сценически усиливается какая-либо сторона реальных конфликтов, трудностей и т.п.). В целом игра предстает как движение всех персонажей, их воплощающих игрогрупп и игроков в линии моделирования затруднения, совмещения разногрупповых затруднений в интегральное затруднение, оформление затруднения по его содержанию до уровня проблемы, совмещение проблем в интегральную (и системно организованную) проблему, нахождение путей депроблематизации для персонажей, для отдельных групп и всей игры в целом, демонстрирование действия в ином «направлении» в соответствии с депроблематизацией (сведение к задаче).

Каждая организационно-деятельностная игра, как правило, проводится в течении пяти дней и делится на этапы. Архитектоника организационно-деятельной игры состоит из этапов:

1) самоопределения;

2) анализа ситуации;

3) определения системы ценностей и целей деятельности;

4) определения системы средств осуществления деятельности;

5) построения проекта измененной деятельности. Психологический механизм игры включает следующие фазы:

1. Фаза принятия участниками нормативных требований к деятельности проектирования.

2. Фаза осознания затруднений в практическом и мыслительном планах деятельности проектирования.

3. Фаза формирования потребности в перестройке собственной деятельности и личности.

4. Фаза построения стратегии профессионального самоизменения.

Рис. 3. Фазы организационно-деятельностной игры

В первой фазе обучаемые (V) в состоянии «какой он есть в жизни» входят в игровую деятельность. Они становятся игроками (И) и самоопределяются в игре. Участники соотносят цели и правила существования в организационно-деятельностной игре с собственными целями. В сознании игроков (И) складываются представления об их деятельности в игре (F), происходит презентация - процесс и способы представления, подачи себя окружающим.

В второй фазе организационно-деятельностных игр участники анализируют свою практическую деятельность и формулируют существующие проблемы. В основу каждой игры обязательно кладется проблемная ситуация, сложившаяся в той или иной сфере практики.

В третьей, «критической» фазе организационно-деятельностной игры участники сопоставляют представления о том, «какие они есть» (7) с представлениями о том, «какие они должны быть» (U ), чтобы преодолеть затруднения в деятельности. Участники обнаруживают нетождественность этих представлений и осознают, что причина находится в них самих, в характере их деятельности. На этой фазе участники становятся перед выбором и осуществляют его: или перестраивать свою деятельность и себя, или отказаться от попыток решения проблемы и жить по-старому. У участников появляется потребность в собственном развитии, и они через уточнение ценностей и целей своей профессиональной деятельности обращаются к синтезу новых знаний и способностей, к овладению этой деятельности.

 

2009-05-05 12:22:13 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика