Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Активные формы социально-психологического обучения

Функциональные роли участников деловой игры:

Руководитель игры. В учебной игре его называют преподавателем, в производственной - администратором. Для проведения игры назначается администратор, возглавляющий группу организаторов игры. В приказе или другом распорядительном документе о проектировании и проведении деловой игры указываются состав и структура группы организаторов игры, распределение обязанностей между ними, правила их взаимодействия в процессе игры, функции администратора, его права и обязанности, сводный перечень действий в ходе игры и др. Успех деловой игры и подведения ее итогов зависит от умения руководителя вести дискуссию. В основном должны высказываться слушатели, а не руководитель. Руководитель открывает дискуссию, поддерживает ее равновесие между участниками деловой игры и при необходимости управляет ею с помощью наводящих вопросов. Крайне нежелательно, чтобы руководитель по ходу дискуссии выражал свою точку зрения, связанную с анализом проблемы или ситуации. На практике бывают случаи, и довольно часто, когда дискуссия склоняется к ошибочному варианту или мнению. Поэтому искусство руководителя заключается в том, чтобы с помощью наводящих вопросов заставить участников игры пересмотреть предложенные позиции и выйти на правильное решение проблемы. Обязанность руководителя состоит в том, чтобы довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, показать участникам игры, чего удалось добиться ее участникам. Незаконченность занятия, выразившаяся в недостаточно обстоятельном подведении итоговой деловой игры, может существенно обесценить всю большую работу по ее проведению.

Затем формируются игровые команды и распределяются роли между игроками. Число команд и игроков зависит как от характера и содержания игры, так и от возможностей обеспечения каждой команды необходимыми материалами игры.

Формирование команд - цель и средство выездной управленческой сессии. К игрокам предъявляются определенные требования, поэтому их подбор и подготовка проводятся с помощью специальных методов. Чаще всего при проверке степени подготовленности игроков к деловой игре применяются критериально-ориентированные тесты достижений (англ. test - проба, испытание, исследование). При этом устанавливается возможность совмещения игроками нескольких ролей и исполнения одной роли несколькими игроками. Важное значение имеет правильное определение начального уровня подготовки игроков, а также допустимости участия в деловой игре людей с разным уровнем знаний, умений, навыков.

Для разрешения возможных конфликтных ситуаций и недоразумений создается группа экспертов. Необходимо заблаговременно определить ее место в игре, состав и структуру, а также требуемый уровень квалификации экспертов, необходимость их предварительной подготовки, ее объемы и виды.

Для проведения игры необходима счетная группа. Ее подготовка идет параллельно с подготовкой игроков. На каждую команду игроков должно приходиться два человека счетной группы. Кроме того, нужен игрок-участник на все команды, который занимается созданием всякого рода помех и случайных ситуаций, что и служит основанием для принятия решений участниками деловой игры.

Игру следует разделить на несколько этапов.

На первом этапе формулируется цель игры и дается необходимая исходная информация, которая может быть представлена игрокам как на игре, так и заранее. Последний вариант является более предпочтительным, так как в этом случае участники не затрачивают времени на ознакомление с информацией и ее осмысливание в период занятия. Руководитель должен дать участникам деловой игры инструкцию, в которой разъясняются особенности игры, порядок проведения и обсуждения; обратить их внимание на критерии оценки результатов деловой игры, учитывая, что обучаемые в основном работают в малых группах, и игра практически носит состязательный характер.

На практике довольно часто используются такие критерии оценки эффективности работы групп: доклад (содержательная часть, четкость сообщения, регламент, лаконичность); новизна предлагаемых мероприятий; глубина и широта анализа; обоснованность мероприятий; активность членов подгруппы в обосновании и защите предлагаемых мероприятий.

На этом этапе участники игры должны четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью, составить малые группы (команды) и организовать их работу. Руководителю следует особое внимание обратить на формирование команд. Важно, чтобы это была творческая группа. Лучше, когда игрок-участник самостоятельно выбирает определённую проблему и самостоятельно решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать. На этом этапе администратор в общих чертах знакомит участников с игрой и передает им материалы игры. Материалы должны быть размножены таким образом, чтобы каждый имел необходимые ему части. Затем каждый участник получает домашнее задание для изучения материалов игры и подготовки к контрольной проверке. Через определенное время проводится второе занятие, на котором администратор разбирает с игроками неясные и спорные положения и предлагает им письменно ответить на вопросы, касающиеся содержания и порядка проведения деловой игры. После контроля усвоения процедуры игры проводится пробное (пилотажное) ее проигрывание. Убедившись, что участники игры достаточно хорошо усвоили ее процедуру, администратор объявляет о начале игры.

Второй этап - это самостоятельная работа участников в командах. Приступая к решению проблемы или задачи, участники деловой игры не владеют в достаточной степени знаниями и умениями разрешения подобных проблем. Однако они пытаются с помощью преподавателя вникнуть и глубоко понять проблему, вырабатывают навыки анализа ситуаций и проявляют индивидуальные личностные способности. Здесь активно используется практический опыт каждого участника деловой игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы свою позицию, свою точку зрения имел возможность высказать каждый участник группы. Коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы и решения одной и той же проблемы или задачи. Важно использование принципа консенсуса, т.е. единогласное принятие общих решений, но не путем голосования, а на основе предварительного соглашения и отсутствия возражений по поводу решения. Однако это не означает, что кто-либо из участников и в этом случае не может выйти на коллективное обсуждение в общей группе со своей точкой зрения.

Третий этап - это межгрупповая дискуссия. Каждая команда докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других команд выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку представленного проекта. Если игра проводится в несколько циклов, то после последнего цикла анализируются деятельность участников игры и оценка каждого ее участника.

Продолжительность производственных игр зависит от сложности и масштаба проблемы. Важным понятием управленческих деловых игр является число периодов игры. Методологически правильно планировать такое число периодов партии игры, которое было бы достаточно для достижения целей проводимого эксперимента. Для учебных игр число периодов партий может определяться экспериментально. Это то число, когда аналогичный контингент учащихся достаточно глубоко и полно осваивает учебный материал, предлагаемый в игре.

При планировании учебной (имитационной) деловой игры важно выделить симптомокомплекс играбельности, необходимо стремиться к ее максимальной концентрации во времени, имея в виду, что в перерывах в имитационном эксперименте игроки неизбежно теряют нить игры. В то же время необходимо учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков и необходимость обдумывания ими результатов предыдущих периодов игры.

Симптомокомплекс играбельности - это количество и характер признаков, необходимых и достаточных для того, чтобы оценить продуктивность проектируемого имитационно-игрового действия, саму возможность реализации оргпроекта игры. Учебные (имитационные) и производственные игры занимают все большее место в системе повышения квалификации руководителей и специалистов.

Имитационные и инновационные игры могут быть использованы при проверке гипотез, новых принципов организации и технологии работ и др. В них осуществляется и психологическая подготовка к восприятию нововведения, что является очень важным при его внедрении. Ряд нововведений в большинстве случаев не внедряется на предприятиях только потому, что недостаточен уровень знаний, умений и навыков у его работников, отсутствует видимая потребность в его внедрении и недостаточна психологическая подготовка к восприятию и реализации нововведений.

Возможность многократного повторения в решении той или иной производственно-хозяйственной проблемы, причем с различными подходами и критериями, возможность использования переменного масштаба времени, когда тот или иной процесс или действие могут протекать несравненно быстрее реального, наглядность и очевидность последствий принимаемых в игре решений являются преимуществами деловой игры перед реальным производственно-хозяйственным экспериментом.

 

2009-05-05 12:22:13 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика