Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Активные формы социально-психологического обучения

Каждый участник производственной деловой игры выступает в ней в рамках той должности, которую он выполняет в структуре управления. Здесь мы видим прямой эффект повышения квалификации, когда полученные знания, умения и навыки непосредственно переносятся на практическую деятельность. Такая подготовка руководителей и специалистов позволяет резко сократить время разработки и внедрения конкретной проблемы в рамках предприятия и существенно повысить качество реализации проблемы. Производственные игры широко применяются на предприятиях для краткосрочного повышения квалификации, связанного с разработкой и внедрением нововведений, в соответствии с целями и задачами функционирования предприятия на определенный плановый период.

Одно из требований деловых игр - имитирование наиболее характерных элементов деятельности человека, их максимальное приближение к реальности, что обусловливает необходимость учета специфики и условий деятельности конкретного предприятия или соответствующих структурных подразделений. В каждой деловой игре ее содержание определяют сами слушатели - участники игры. Как правило, ход рассмотрения деловой игры и ее результаты не повторяются. Каждая деловая игра - это своего рода эксперимент.

В том случае, когда преподаватель-консультант как сценарист деловой игры перестает быть зависимым от конкретности заказа на деловую игру, и от него требуется в учебных целях только воспроизводство типовой производственной деловой игры, последняя превращается в учебную или «имитационную игру» с сохранением достаточного сценарного содержания, всех условий и материалов игры.

Имитационная игра - род деловой игры, не направленной на поиск решения конкретной социально-производственной задачи (ситуации) в интересах конкретного заказчика; имитация реальных задач. Учебные деловые игры применяются при обучении руководителей, специалистов и рабочих для развития у них навыков и умений по практическому использованию теоретических знаний при исполнении служебных обязанностей, т.е. в своей практической деятельности. Здесь отрабатываются новые приемы и методы, а также условия применения теоретических знаний и практических навыков.

В учебной группе, как правило, слушатели могут быть различных должностных категорий, из различных подразделений предприятия, что не всегда составляет тот коллектив, которому в практической работе приходится выполнять рассматриваемую учебную проблему. Поэтому вопрос формирования учебных групп является весьма важным при организации учебного процесса. У слушателей должен быть интерес и потребность в получении новых знаний, в выработке практических навыков и умений для использования в своей практической деятельности и повышения эффективности своего труда. Желательно, чтобы состав слушателей был такого уровня управления, на котором формируются основные идеи разработки и принятия соответствующих решений. Участники учебной деловой игры должны постоянно ощущать важность решаемой проблемы и понимать, что подобные проблемы им придется решать на своем рабочем месте.

Рассматривая классификацию деловых игр, следует отметить и такой вид, как исследовательские, или инновационные, игры. Если деловая игра уникальна, а задача фокусируется на отрыве от «прежних» производственных ситуаций, проектных поисков и т.д., то она превращается в «инновационную игру» (ИИ), первичной формой которой является «мозговой штурм».

Инновационная игра - род деловой игры, уникальной по содержанию, по ситуации или по задаче. В инновационной игре особое внимание обращается на ее критические функции. Это означает, что уже в сценарии критические процессы более представлены, реализуются в режиссуре, оформляются целевым образом как направленность игры на разотождествление с прежним способом работы, прежним психическим состоянием, прежними средствами и способами действия и прежней организации действия, формами кооперации и т.п.

Организация и проведение производственных игр требуют серьезной подготовки, а в ряде случаев - привлечения квалифицированных консультантов. Трудности, с которыми приходится сталкиваться при проведении - это относительная сложность подготовки, отсутствие формализованных критериев, позволяющих сделать более объективную оценку и сравнить с реальной действительностью ожидаемый результат, отсутствие четкого алгоритма проведения деловой игры. Алгоритм рассмотрения проблемы в каждой группе может быть совершенно другой, чем в предыдущей.

Рассмотрим некоторые методические советы преподавателю по проведению деловых игр.

Для каждой игры разрабатывается документация и необходимые методические материалы.

Проспект деловой игры может содержать: название игры; концепцию игры цели, ее общее содержание и условия проведения на какую аудиторию она ориентирована и т.п.

В сценарии дается характеристика объекта деловой игры, порядок проведения, состав участников, перечень должностных лиц, деятельность которых моделируется в игре, их роли, исходная информация, справочные материалы и таблицы, необходимые для обработки информации и подготовки соответствующего решения. Характеризуются правила и методические рекомендации игры и подведения итогов.

В приложениях рекомендуется дать словарь употребляемых терминов и понятий для их однозначного понимания участниками:

Объект или процесс, моделируемый в игре, - это организация (учреждение, предприятие, цех, участок), а также процесс (выработки или принятия управленческого решения, проектирование деятельности, управление материальными запасами, подготовка производства, логистика и т.п.);

Игровая обстановка отражает принципиальные решения по формам взаимодействия игроков в процессе игры (с помощью игровых предметов, с использованием документов, устно, через ЭВМ и т.д.);

Регламент - расписание игры, в котором указываются порядок игры, характер времени проведения игры (непрерывное или дискретное), коэффициент сжатия времени (например, квартальный цикл работ может воспроизводиться за 2-3 ч., время может быть сжато в пять раз, так что 1 ч. «смены» проходит за 12 мин, а «смена» - за 1 ч. 36 мин.). Практика проведения деловых игр и конкретных ситуаций показывает, что при неправильной организации деловой игры, без четко установленного регламента на ее завершение, не хватает времени. Поэтому руководитель должен строго следить за временем, с тем чтобы его хватило для полного разбора рассматриваемой проблемы и для заключения.

План - нормативные предписания о промежуточных и конечном результате: получении продукта с заданными характеристиками.

Программа - оформленное содержание образа деятельности в виде нормативного текста, где указывается, как человек, обладающий способностями, реализует их в деятельности с учетом требований технологии.

Проект - совокупность представлений о будущем результате и о процессе его достижения.

Технология - совокупность средств и способов преобразования исходного материала в конечный продукт с заданными параметрами.

Игровая роль — это отражение некоторой реальной роли или совокупности реальных ролей в деловой игре. Совокупность игровых ролей образует формальную структуру игровой организации.

Игрок - это участник деловой игры, исполняющий определенную игровую роль. Кроме описания ролей, игроки в игровом эксперименте используют приказы, инструкции, законы и другие материалы, регламентирующие деятельность всего коллектива игроков как членов имитируемой организации. Для лучшего использования содержащихся в них сведений игровые и вспомогательные материалы передаются участникам игры по мере необходимости.

 

2009-05-05 12:22:13 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика