Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Активные формы социально-психологического обучения

6.3. Понятие межличностной ситуации

Наконец, сценическая модель, наглядно раскрывая способы семантизации людьми их межличностного взаимодействия, позволяет показать различия между книжным языком и естественной речью, все многообразие кодов общения, включая интонацию, качества голоса, жест, позы, лицевую экспрессию, а также паттерны понимания времени и пространства в контексте комуникативных межличностных ситуаций. Такое освоение закономерностей смысловой классификации и дешифровки интерперсональных событий окружающей действительности повышает коммуникативную компетентность индивида и соответственно его социально-психологическую приспособленность. Поэтому участие в ролевых играх служит для индивида методом раскрытия и совершенствования его потенциала вербального и невербального самовыражения.

Определенная театральность, артистичность поведения свидетельствует об эмоциональной насыщенности и высокой жизнеспособности, она несовместима с психологической вялостью и скованностью и способствует широким групповым контактам, что в целом говорит о социальной активности человека. Однако театральность в жизни, особенно в ситуациях самопредъявления индивида (знакомство, деловая беседа), может иметь две формы: театральность откровенного самораскрытия и театральность умышленного самоизменения.

Первая осуществляется в выразительности и некоторой патетике звуковой речи, основанной на искренности эмоций и сопровождающей их моторной экспрессии. Для нее характерна безыскусственность -естественно сложившаяся манера речи с присущей данному индивиду динамикой. Тогда пафос выглядит неподдельным, действительно переживаемым, идущим от реальных чувств; речь при этом отличается большой амплитудой мелодии и адекватным мимическим сопровождением. К безыскусственной, неподдельной манере речи в ходе времени присоединяются так называемые «согласованные» приобретения, т. е. хорошо ассимилированные подражательные образцы.

Другая форма театральности связана с тем, что человек намеренно себя преображает и демонстрирует окружающим совсем не то, что он являет собой на самом деле. Это либо перенесенные в реальную жизнь шутовство, игровая эксцентрика, безобидная манерность, либо продуманная мистификация или преследующая корыстные цели ложь. Во всех случаях при умышленной театральности обнаруживается нарочитость речи, вычурность лексики, обилие чужеродных речевых шаблонов, не свойственных повседневной речи данного индивида. Во многом неестественность речевого поведения связана не со злым умыслом, а с наивным стремлением показать свою принадлежность к престижным группам или намекнуть на обладание более высоким социальным статусом, чем это есть в действительности. Иногда «язык фасада» (или «речевая маскировка») направлен на достижение спланированных целей - от обычного желания понравиться окружающим до лести и лицемерия.

Промежуточное положение между безыскусственным и нарочитым поведением занимает театральность профессионального самопредъявления (учителя, врача, лектора и т.п.). В частности, А.С. Макаренко утверждал, что учитель должен обладать не только педагогическими, но также актерскими способностями и навыками. Он писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение... Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы я не представляю себе работы воспитателя». Подобные требования предъявляются к представителям всех коммуникативных профессий.

В результате обучения и практики у специалистов возникает так называемый «тренированный стиль», под которым понимается манера речи, отличающаяся от повседневного разговорного языка некоторой искусственностью. Внутри такого стиля можно наблюдать «неподдельные» и «поддельные» формы выражения, искреннюю манеру и манипуляторские приемы общения, поскольку даже высокий профессионализм не может компенсировать отсутствия откровенности и доверия к людям. Идеальным вариантом можно считать плавный переход индивидуальной артистичности самораскрытия в социальное проигрывание профессиональной или должностной роли.

6.4. Основные принципы социально-психологического обучения

Обязательными принципами (правилами) деловых игр и конкретных ситуаций могут быть такие:

- внимательность и включенность, когда участнику игры надо думать только об игре. Необходимо сразу включиться в игру и отвлечься от всего другого, сосредоточиться на том, что делается в группе или подгруппе, так как потом приходится «догонять» и отвлекать внимание других;

- сопричастность и самовыражение, когда каждый участник игры старается выразить себя, внести свой личный вклад в разрешение проблемы, и все участники работают в игре совместно, видя друг друга, уважительно относятся к высказываниям других, даже в тех случаях, когда это не совпадает с собственной точкой зрения. Это обеспечивает «раскованность» каждого слушателя;

- масштабность, когда участники игры видят проблему и пути ее разрешения без учета жестких рамок существующих законов, инструкций и сложившегося стиля работы. В такой ситуации, как правило, появляются новые идеи, которые можно адаптировать к практическим действиям.

При проведении активных методов обучения весьма важно возбудить интерес у слушателей. Обучение должно побудить потребность к познанию, к положительному восприятию учебного занятия. Успех познания, как правило, вызывает радость у человека.

При проведении деловых игр и разборе конкретных ситуаций необходимо учитывать такой фактор, как положение человека в трудовом коллективе. Здесь действует принцип самовыражения. Человек не хочет быть хуже других, он хочет, чтобы его заметили. Именно желание продемонстрировать свое самовыражение побуждает человека показать себя с хорошей стороны. Этому в деловых играх способствует создание обстановки состязательности. Каждый участник деловой игры старается принять в ней активное участие.

 

2009-05-05 12:22:13 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика