Активные формы социально-психологического обучения
Применение типовых конкретных ситуаций без адаптации к местным условиям не всегда целесообразно. Несомненно, что отдельные конкретные ситуации могут в значительной степени совпадать с условиями конкретного предприятия и не требовать внесения существенных корректив. Однако исходную информацию следует включать применительно к своим условиям, тогда слушатели будут видеть, что их приглашают к решению конкретных ситуаций из жизни предприятия и от них ждут предложений по их решению.
В межличностном плане задача/метода анализа конкретных ситуаций состоит в развитии социальной чувствительности. Анализ межличностных ситуаций может включать также игровые элементы с признаками как дидактической, так и ролевой игры.
Межличностная ситуация - основной обучающий паттерн в приобретении индивидом коммуникативной компетенции. Паттерн (англ. - pattern) означает модель, конфигурация, образы, шаблон; любая последовательность явлений во времени или любое расположение предметов в пространстве, которое можно отличить от других последовательностей или расположений и сравнить с ними. Особый случай представляет собой метод анализа конкретных ситуаций морального выбора, позволяющий диагностировать уровень нравственного развития участников. Ценность этого метода чрезвычайно велика как для задач воспитательной работы, так и для практики социально-психологического тренинга, поскольку именно однородность группы по уровню нравственного развития обеспечивает ее эффективность
Правда, все разновидности метода анализа ситуаций имеют общий недостаток, если говорить о стабильных изменениях в структуре личности индивида, а именно - обращенность преимущественно к ее интеллектуальной стороне. Максимальный эффект осознания проанализированной ситуации - всего лишь уверенность в том, что обучаемый, оказавшись в аналогичной ситуации, будет действовать в соответствии с усвоенным алгоритмом решения. Кроме того, человек реагирует не на ситуацию, а на свое восприятие ситуации, зависящее от системы его установок (отношений и самоотношения).
Методика проведения занятий при этом предусматривает следующие этапы:
- первый (10-15 мин.) - введение обучаемых в изучаемую проблему. Руководителем обосновывается актуальность, важность темы, степень ее исследования, связь с практикой и профессиональной деятельностью;
- второй (3-5 мин.) - постановка, изучение задач конкретной ситуации, ее оценка обучаемыми, подготовка, мнения, решения и публичная защита его;
- третий (примерно 30-35 мин.) - групповая или индивидуальная работа над ситуацией. Роль руководителя заключается в том, что он направляет деятельность обучаемых, отвечает на их вопросы;
- четвертый (20-25 мин.) - групповая дискуссия: выступление обучаемых по результатам анализа конкретной ситуации, обсуждение различных точек зрения, оценка результатов анализа, выбор наилучшего решения для данной ситуации;
- пятый (15-20 мин.) - итоговая беседа; подведение итогов принятия решения в данной конкретной ситуации и практические рекомендации.
Как показывает опыт проведения занятий данным методом, при напряженном ритме работы и наличии определенных навыков у обучаемых за два учебных часа можно решить две-три проблемные ситуации.
2009-05-05 12:22:13 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |