Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Религиоведение

7. ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ДИАЛОГА

7.1. Конфессии. Экуменическое движение

В современном мире преимущественно по инициативе протестантских церквей широко распространяется экуменическое движение - деятельность христиан по объединению всех христианских церквей. Экуменическому движению сопутствует еще одно новой веяние времени - активный межконфессиональный диалог - взаимодействие представителей разных конфессий с целью выработки общих принципов мирного сосуществования.

Всемирная миссионерская конференция в Лондоне в 1910 г. положила начало экуменическому движению, цель которого - преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с социальными проблемами современности. Состоявшаяся в Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий орган экуменического движения - Всемирный совет церквей (ВСЦ) с резиденцией в Женеве. Однако протестантские церкви занимают в этом движении различные социально-политические позиции. Православная и католическая церкви также поддерживают это движение. Православная русская церковь присоединилась к движению в 1950 г., католическая - в 1965 («Декрет об экуменизме»).

7.2. Секуляризация

Религия, хотя она и наиболее консервативная часть культуры, тоже изменяется во времени. Уже в прошлом было отмечено, что изменения, происходящие в религии на протяжении Новой истории, начиная с XV-XVI вв., выражают общую тенденцию уменьшения влияния религии на общество и на жизнь отдельного человека. Религия становится как бы менее нужной. В ответ она стремится приспособиться к новой культурной ситуации. Для обозначения явлений такого рода применяются два понятия - секуляризация (изменение во взаимоотношениях религии с обществом) и модернизация (изменение самой религии).

Секуляризация - освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния церкви, т.е. означает обмирщение: то, что было принадлежностью веры и церкви, становится со временем от них независимым, светским. Этот процесс особенно активно начинает происходить во время европейского Просвещения в XVIII в., которое противопоставило религии самостоятельный и независимый от нее человеческий разум. Просвещение и в теории, и на практике подрывало влияние религии, утверждая самостоятельность мира: человек не нуждается в опеке со стороны религии и церкви. Широко распространился атеизм - полное отрицание существования сверхъестественного. Французская буржуазная революция фактически осуществила принцип свободы совести (согласно этому принципу человек может свободно исповедовать религиозные и прочие убеждения). Тем самым был брошен вызов христианским церквям, стремившимся сохранить свои позиции.

Секуляризация была одной из главных сил, которые сформировали современную культуру и общество. Она утверждала тот светский дух, который присущ современному человеку. Сегодня мы живем в секулярном обществе. Понятия светского государства, светской школы отражают тот факт, что отношения между людьми в обществе перестают быть религиозно обусловленными.

7.3. Возможность межконфессионального диалога

В настоящее время церкви приходят к выводу о необходимости межконфессионального диалога, облегчающего взаимопонимание и взаимодействие

людей в век глобальных коммуникаций. Однако межконфессиональный диалог представляет известные трудности, ведь каждая религия претендует на исключительное обладание истиной. К тому же религия - очень консервативный институт, что затрудняет модернизацию сложившихся норм, представлений, догматов. Несмотря на это, межконфессиональный диалог происходит как внутри христианства (экуменическое движение), так и между прочими религиями. К тому же современное секулярное общество зачастую вынуждает религию дискутировать о вере с нерелигиозным и атеистическим мировоззрением, с научным способом постижения мира.

7.4. Диалог религиозного и нерелигиозного (философского и научного) мировоззрений о картине мира

Пути науки и религии в истории многократно пересекались, вспыхивали конфликты, когда религия пыталась присвоить себе монопольное право объяснять мир. В этой борьбе с теологией наука обрела самостоятельность. В познании мира она действует своими методами, обращаясь к естественным причинам явлений и следуя принципу научного мышления, согласно которому мир должен быть объяснен из него самого. В настоящее время произошло размежевание областей религиозной веры и научного познания. Религия сконцентрировалась на так называемых пограничных вопросах - смысла бытия и цели человеческой жизни. Вопросы относительно того, как устроен мир, она полностью передоверила науке.

Этот спор решается не только в теории, но и в истории - в практике освоения человеком мира. В XX в. роль науки неуклонно возрастает. Научное знание расширило горизонты видения мира, сформировало новый тип отношения к миру, при котором человек, казалось бы, не нуждается в понятии Бога для объяснения мира и ориентации в нем. Но при этом не произошло того, что ожидали просветители прошлого: развитие науки не привело к автоматическому вытеснению религии. Все оказалось сложнее. Развитие науки было сопряжено не только с завоеваниями, но и с потерями. Решение одних проблем (технических) выдвигало другие (моральные, экологические и т.д.), создавая подчас драматические ситуации и предъявляя спрос не только на научное знание, но и на нравственную оценку человеческих действий в области экономики, технологии, политики. Как относиться, например, к клонированию человека? В этой ситуации религия продолжает играть заметную роль в жизни общества как критическая духовная инстанция по отношению к быстро и противоречиво развивающейся материально-технической основе цивилизации.

Подлинный духовный прогресс не перечеркивает завоевания религиозной морали, но стремится совместить религиозную этику, опирающуюся на веру в Бога, и светский гуманизм, черпающий свое содержание не из Писания и Предания, а из совести. Именно светский гуманизм на новом витке истории продолжает стремление к освобождению творческих сил человека.

 

2009-05-05 12:01:30 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8
Яндекс.Метрика