Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Адвокатура в Российской Федерации

Отменено «общее руководство» коллегиями адвокатов со стороны представительной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, включая Министерство юстиции РФ и его органы на местах. Контрольные функции Министерства юстиции РФ и его органов за деятельностью адвокатуры существенно ограничены. Так, они более не контролируют соблюдение коллегиями адвокатов Положения об адвокатуре и других касающихся ее нормативных актов, не заслушивают сообщения председателей коллегий о работе коллегий адвокатов, не обобщают практику их работы. Министерство юстиции РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации не приостанавливают действие решения общего собрания (конференции) коллегии адвокатов и постановления ее президиума в случаях несоответствия их закону. Министр юстиции РФ, министры юстиции, начальники управлений (отделов) юстиции субъектов Федерации не используют право давать поручения президиумам коллегий адвокатов возбудить дело о дисциплинарной ответственности адвокатов, хотя проявить инициативу в постановке этого вопроса они могут.

Устранение государственного руководства адвокатурой и контроля над ней опирается наст. 30 Конституции РФ, в которой гарантируется свобода деятельности общественных объединений.

Независимость адвокатуры не влечет произвола ее деятельности. В соответствии с Законом о прокуратуре нарушение законности в деятельности адвокатуры может быть предметом прокурорского надзора. УПК РСФСР (ст. 243, 262) и ГПК РСФСР (ст. 145, 148) предоставляют суду право контролировать законность действий адвоката при разбирательстве уголовных и гражданских дел, требовать уважения к суду и подчинения распоряжениям председательствующего. При нарушении адвокатом закона суд вправе реагировать на это частным определением (постановлением), направленным в президиум коллегии адвокатов. Президиум вправе наложить на такого адвоката дисциплинарное взыскание.

Граждане имеют право обжаловать в суд незаконные действия и решения должностных лиц и органов коллегии адвокатов - президиума, председателя президиума, заведующих юридическими консультациями, бюро, фирмами.

Некоторые полномочия в отношении адвокатуры имеют и государственные органы. Это прежде всего рассмотрение Министерством юстиции и его органами на местах ходатайств об организации новых адвокатских коллегий, союзов, ассоциаций, оценка с точки зрения закона их уставов и выдача лицензий на право занятия адвокатской деятельностью, а также регистрация вновь образованных объединений адвокатов. Для создания адвокатских бюро, фирм, кабинетов в рамках коллегии, по сложившейся практике, достаточно письма Министерства юстиции о согласии на образование этих адвокатских структур. Отказ Минюста выдать лицензию на образование новых коллегий адвокатов может быть обжалован в суд. Действующие коллегии адвокатов не нуждаются в получении лицензий.

Министерство юстиции и его органы контролируют соблюдение лишь тех положений устава, которые относятся к целям деятельности коллегии адвокатов. Если деятельность вновь созданной коллегии противоречит ее уставу или закону, Минюст вправе лишить ее лицензии. Такое решение опять-таки может быть обжаловано в суд. Минюст вправе реагировать на жалобы граждан по поводу ненадлежащей защиты или представительства, направляя эти жалобы в соответствующий президиум коллегии адвокатов и излагая свое мнение о необходимости привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. Министерство юстиции и его органы на местах распоряжаются средствами, выделенными из госбюджета для оплаты юридической помощи по назначению (ст. 49 УПК РСФСР). К ведению Министерства юстиции отнесена защита адвокатуры от всех форм давления и вмешательства в ее дела, оно истребует и анализирует статистические данные о работе адвокатуры.

Финансовые органы проверяют источники доходов коллегии адвокатов, размеры полученных ею средств и уплату налогов в соответствии с законодательством о налогах.

5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ АДВОКАТОВ И ИХ ОРГАНЫ


Организационно адвокатура построена по коллегиям. В соответствии со ст. 3 главы 2 Положения об адвокатуре РСФСР «коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Это значит, что адвокатура сегодня представляет собой децентрализованную систему самоуправляющихся общественных организаций - коллегий адвокатов.

Первоначально коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции РФ, которое при согласовании с ним направляет его органам исполнительной власти субъекта РФ для утверждения и регистрации.

Организация и порядок деятельности коллегии определяются ее уставом, принимаемым на общем собрании (конференции) коллегии. Вновь создаваемые коллегии и их уставы подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

В соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции РФ организация адвокатуры составляет предмет совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это означает право Федерации издавать федеральные законы об адвокатуре, а последние могут принимать свои нормативные акты в дополнение и развитие федерального закона. При этом законы об адвокатуре субъектов Федерации не должны противоречить федеральному закону об адвокатуре.

Устав коллегии адвокатов должен предусматривать:

- наименование и цели деятельности коллегии;

- ее структуру;

- порядок урегулирования разногласий внутри коллегии;

- условия членства и его прекращения;

- статус члена коллегии;

- порядок привлечения адвокатов и стажеров к ответственности;

- порядок получения, расходования денежных средств, выплаты гонораров;

- компетенцию органов коллегии и порядок их формирования;

- сроки их полномочий и оплату труда;

- организацию и порядок деятельности юридических консультаций, бюро, фирм, кабинетов, других структур коллегии;

- источники образования средств и иного имущества;

- порядок прекращения и приостановления деятельности коллегии. Положение об адвокатуре предусматривает образование на территории субъекта Федерации одной коллегии адвокатов. В Российской Федерации действуют республиканские, краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) коллегии адвокатов. С согласия Министерства юстиции, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов. В настоящее время функционирует Межреспубликанская коллегия адвокатов, обслуживающая граждан, работающих на закрытых объектах и территориях, а также военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей в отдаленных гарнизонах, на пограничных постах и т.п.

 

2008-09-03 17:20:00 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Яндекс.Метрика