Криминология
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕОСТРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Неосторожные преступления совершаются в различных сферах общественной жизни, посягая наличность, здоровье населения, общественный порядок и др. Они выражаются в нарушении норм профессиональной деятельности или бытового поведения. Однако криминологическая характеристика их имеет много общего, особенно применительно к причинам и условиям их совершения. Поэтому в криминологической классификации они выделены в самостоятельную группу.
Соотношение умышленных и неосторожных преступлений в структуре преступности постепенно меняется вследствие некоторого увеличения удельного веса неосторожных посягательств: например, в 1960-ые годы он составлял 5%, в 1970-ые годы 9-12, в настоящее время 15-17%.
В структуре неосторожной преступности наиболее представлены (почти три четверти) нарушения правил дорожного движения, затем идет должностная халатность (до 20%), нарушения правил охраны труда (3-5%) и неосторожное убийство (3-4%). Другие неосторожные преступления представлены еще менее значительно.
Криминологи отмечают высокий уровень латентности неосторожных преступлений. В последние годы фиксируется устойчивая тенденция роста этих преступлений.
К неосторожному преступлению приводит ошибка преступника (допускаемая им по легкомыслию или небрежности) в оценке ситуации, в которой разворачиваются события, и средств, используемых для ее разрешения.
Ранее криминологи оценивали неосторожную преступность и личность неосторожных преступников как имеющие незначительную общественную опасность. Однако отмечаемое в последнее время усложнение технологий, самой техники привело к тому, что сегодня легкомыслие или преступная небрежность могут создать всемирную экологическую катастрофу. Примером чему может служить Чернобыльская катастрофа. Или другой пример - сегодня число погибших в автотранспортных катастрофах равно жертвам длительных локальных войн.
Предупреждение неосторожных преступлений должно осуществляться по двум основным направлениям:
создание безопасной техники и технологии;
воспитание в личности ответственности и дисциплинированности, обучение поведению в экстремальных и кризисных ситуациях.
2009-02-08 00:19:37 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |