Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Криминология

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ


Организация конкретного эмпирического исследования в криминологии (как и в любой другой науке) определяется научной проблемой, решить которую хочет исследователь. Предмет криминологии (обозначенный выше) определяет набор используемых методов, обеспечивая ее связь с другими науками. Это означает, что в криминологии используются методы, которые всегда или по большей своей части имеют общенаучный характер. Применяемые в криминологии общенаучные методы исследования приобретают некоторую специфику, обусловленную особенностями криминологической науки. Кроме того, в криминологии разработаны и широко применяются методы, специально ориентированные на познание специфических криминологических проблем. Применяемые только в криминологии методы принято называть методиками. Несмотря на их частный характер, они также имеют общенаучное значение, так как могут быть использованы в смежных с криминологией науках для изучения пограничных с криминологией проблем (например, проблемы отклоняющегося поведения и т.п.).

Общенаучные методы, применяемые в криминологии, - это описание, наблюдение, эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотеза, системно-структурный анализ, исторический метод, сравнение, динамические и статистические методы.

Описание. Это систематическое изложение сведений, характеризующих изучаемый объект в совокупности или какой-нибудь один из специально заданных его параметров. Например, описание феномена преступности несовершеннолетних, описание признаков, характеризующих преступный профессионализм и т.п.

Наблюдение. Это изучение предмета исследования непосредственно в процессе жизни. В криминологических исследованиях этот метод отличается своеобразием. Он используется при обследовании условий жизни лиц, совершивших преступления, при изучении процесса исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, при анализе эффективности профилактических мер и т.п.

Различают три вида наблюдения: включенное, наблюдение-участие и самонаблюдение. Разница между ними состоит в степени активности наблюдающего лица. Особенно интересен, но имеет ограниченное применение метод включенного наблюдения, при котором наблюдатель выполняет роль участника наблюдаемой группы, являясь ее полноправным членом.

Самонаблюдение может осуществляться по заданию исследователя конкретной проблемы работником правоохранительных органов, судьей, адвокатом и т.п., приглашенными к участию в исследовании этой проблемы.

Эксперимент. Планируемое в научных целях воспроизведение какого-либо явления или события применимо в криминологии в весьма ограниченных масштабах. Нельзя, например, экспериментально воспроизвести преступное деяние. В то же время иногда сама жизнь ставит эксперименты, изучить которые обязан криминолог. Например, в ряде регионов РФ сейчас введен суд присяжных. Изучение эффективности его деятельности, воздействия его практики на состояние преступности - задача криминологии.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Научная абстракция означает отвлечение в процессе познания от несущественных сторон изучаемого явления с целью сосредоточения на его основных, существенных чертах. Научная абстракция - необходимая ступень в познании объективного мира. При этом важно и практически выявить, изучить, как научная абстракция соотносится с конкретными фактами, как она воплощается в действительности. Например, такой признак преступности, как общественная опасность, прослеживается применительно к конкретным видам преступлений, что наполняет абстрактное понятие конкретным содержанием.

Гипотеза. Любому научному исследованию предшествует построение гипотезы, т.е. научно обоснованного предположения, определяющего общее направление исследования. Например, для объяснения различий мужской и женской преступности могут быть проверены и эмпирически подтверждены или отвергнуты следующие гипотезы:

1) психофизиологические особенности мужского и женского населения;

2) разные социальные роли, типичные для мужского и женского населения;

3) разные способы проведения досуга;

4) более высокий образовательный уровень одной из изучаемых социальных групп и т.д.

Системный подход. Такой подход предполагает «рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов»1. Использование этого метода означает, что преступность рассматривается как социальное явление, которое анализируется во взаимодействии с социальной системой и ее структурными элементами (политикой, экономикой, культурой и др.).

Исторический метод. Этот метод используется для изучения преступности в развитии, с его помощью прослеживаются особенности развития преступности за определенный период времени. Например, не так давно Криминологической ассоциацией проведено исследование «Преступность в девяностых годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней» (М., 1995 г.). В этом исследовании приведена общая характеристика изменений преступности в РФ за период 1990-1994 гг.

Сочетание исторического метода исследования и системного подхода позволило проследить влияние изменений в экономике, демографии, деятельности исправительно-трудовых учреждений и т.д. на преступность данного периода времени.

Разновидностью исторического метода является сравнительно-исторический, в ходе использования которого можно сравнить состояние преступности в целом или одних и тех же ее видов (например, корыстной, корыстно-насильственной, насильственной) в разные исторические периоды. Примером сравнительно-исторического исследования является проведенное под руководством Н.Ф.Кузнецовой исследование состояния преступности в г. Москве.

Динамический (длящийся, лонгитюдный) метод. Этот метод заключается в изучении одного и того же объекта в разные периоды. Временные интервалы изучения могут быть различны - 3-5, 10-15 лет и т.д., важно лишь, чтобы исследование велось по одному и тому же объекту и по одной и той же методике.

Трудоемкость этого метода; затруднения, возникающие с соблюдением требования изучения одного и того же объекта (массива) привели к тому, что он достаточно редко применяется в криминологических исследованиях. В то же время следует признать, что его использование позволяет вскрыть глубинные процессы развития наблюдаемого объекта, в том числе и причинные зависимости.

Отечественная криминология знает опыт применения динамического метода исследования. Результаты его применения представлены в работе «Опыт длящегося криминологического изучения личности во взаимодействии с социальной средой» (М., 1992 г.), в которой обобщены результаты изучения личности преступника, проведенного в 1977, 1981 и 1992 гг.

 

2009-02-08 00:19:37 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Яндекс.Метрика