Криминология
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
Унифицированного определения организованной преступности не выработано. В документах ООН дается такая трактовка организованной преступности: относительно массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупномасштабные хищения.
В отечественной криминологии организованная преступность понимается как совокупность преступлений, совершаемых организованными преступными группами и преступными сообществами; как сложная системно-структурная совокупность их преступной деятельности, безопасность которой обеспечивается коррумпированными связями с властными, управленческими и правоохранительными органами.
Признаки организованной преступности следующие:
консолидация криминальной среды в рамках отдельных регионов, страны в целом;
стабильность преступной деятельности, как правило, специализирующейся на осуществлении конкретных видов преступлений (незаконный оборот наркотиков, игорный бизнес, экономические посягательства и т.п.);
высокий уровень организации преступных структур, включающий разделение организованных преступных групп и сообществ на иерархические уровни с выделением лидеров, осуществляющих организаторские, управленческие, идеологические функции и т.д.;
монополизация противоправной деятельности;
создание системы безопасности и противодействия всем формам социального контроля;
значительный бюджет организованных преступных групп и сообществ, позволяющий обеспечить политизацию преступной деятельности, выражающуюся в стремлении главарей преступных сообществ к власти.
Типичными для организованной преступности являются преступления в финансово-банковской сфере, рэкет, взятие заложников, разбойные и бандитские нападения, фальшивомонетничество, незаконный оборот наркотиков и др.
Общественная опасность организованной преступности выражается в том, что она является дестабилизирующим фактором экономики, политики и состояния общественного порядка. Отмеченное в последние годы возрастание масштабов организованной преступности представляет реальную угрозу безопасности государства и общества. Крупномасштабные преступные акции, осуществляемые организованной преступностью, способствуют проникновению ее через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, прямому влиянию на политику государства в различных сферах общественной жизни.
Причины становления и развития организованной преступности. Организованная преступность справедливо оценивается как наиболее опасная форма групповой преступности. В качестве таковой она может рассматриваться как логическое следствие развития любого вида деятельности, стремящейся к самоорганизации и совершенствованию.
Тревожные симптомы в развитии групповой преступности впервые были отмечены еще в начале 1980-х годов. Именно тогда появились первые свидетельства о формировании преступного профессионализма, возрождении «воров в законе», связях «уголовного мира» с деятелями теневой экономики и политиками, возникновении национальных преступных объединений с жесткой дисциплиной, четкой конспирацией и широким диапазоном преступной деятельности.
В то же время необходимо учитывать, что рост и совершенствование групповой преступности, трансформация ее в организованную причинно обусловлены развитием объективных социальных процессов в сфере экономики, социальной сфере, политики и идеологии. Усматривается связь между дестабилизацией и перекосами в развитии экономики нашей страны и становлением организованной преступности. Формирование теневой экономики в условиях командно-административной системы обеспечило накопление огромных материальных ценностей, которые и были использованы для обеспечения деятельности организованной преступности, коррупции и проникновения ее во все сферы общественной жизни.
Условием, способствующим становлению организованной преступности, можно считать недостатки правоохранительной деятельности, по существу свернувшей в 70-80-е годы активную борьбу с групповой преступностью и новыми наиболее опасными ее формами. В немалой степени этому способствует то, что УК РСФСР 1960 г., исходя из тезиса о неизбежности ликвидации преступности, не предусматривал уголовной ответственности за профессиональную, организованную преступность. В ныне действующем УК РФ этот пробел восполнен: введено понятие «организованной группы» и «преступного сообщества (преступной организации)».
Организованной преступной группой признается согласно закону устойчивая группа лиц, заранее объединившаяся для совершения одного или нескольких преступлений (ст. 35 УК РФ).
Преступное сообщество (преступная организация) - это сплоченная организованная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение нескольких организованных групп в тех же целях (ст. 35 УК РФ).
Борьба с организованной преступностью требует комплекса специальных организационных, предупредительных и правоохранительных мероприятий. В настоящее время осуществляется их разработка и реализация.
На законодательном уровне подготовлены проекты федеральных законов «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией».
В Федеральной программе РФ по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997-ые годы содержались конкретные мероприятия, осуществление которых должно обеспечить активизацию борьбы с организованной преступностью. Они касались различных сфер общественной жизни, в том числе и тех, в которых активность организованной преступности особенно заметна (совершенствование банковской и экономической деятельности, регулирование оборотов наркотиков, оружия, защита прав собственников и добросовестных предпринимателей и т.п.).
Активизации борьбы с организованной преступностью, безусловно, будет способствовать создание в системе МВД специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и т.п.
Поскольку организованная преступность не признает государственных границ, в борьбе с ней важно международное сотрудничество. В СНГ международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью осуществляется на основе «Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью» (апрель 1992 г., февраль 1994 г.), двухсторонних соглашений о правовой помощи и сотрудничестве, заключенных между Генеральной прокуратурой РФ и Генеральными прокуратурами стран СНГ, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (январь 1993 г.).
12 марта 1993 г. Совет глав правительств СНГ утвердил «Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ». Согласно этой программе 24 сентября 1993 г. создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ.
В декабре 1995 г. в Минске состоялось Межведомственное консультативное совещание по проблемам координации совместных усилий в борьбе с организованной преступностью в государствах-участниках СНГ.
По линии международного сотрудничества осуществляется обмен информацией по общим и специальным оперативным вопросам; экстрадиция; передача свидетелей из одной страны в другую; взаимная правовая помощь в изъятии незаконных доходов и других активов; обеспечение подготовки кадров. Вопросы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью рассматривались на конгрессах, конференциях, семинарах ООН, проведенных в 1991-1995 гг.
2009-02-08 00:19:37 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |