Криминология
МЕХАНИЗМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Криминология трактует преступное поведение как процесс, развертывающийся во времени и пространстве и включающий внешние объективированные действия, образующие состав преступления и предшествующие им психологические явления и процессы, которые вызывают его совершение. Механизм преступного поведения содержит те же психологические элементы - процессы и состояния, что и механизм правомерного поведения. В связи с этим в нем выделяются три составляющие: мотивация преступления; планирование и принятие решения; реализация решения, включая совершение преступления.
При анализе процесса мотивации устанавливаются как объективные, так и субъективные факторы, влияющие на поведение лица и обусловливающие совершения им преступления. При этом изучаются потребности личности, ее жизненные планы и интересы, которые во взаимодействии с системой ценностных ориентации определяют, формируют мотивы преступного поведения.
Многие преступления отражают не сиюминутные интересы и ближайшие потребности преступника, а те или иные расчеты, планы, которые являются звеньями в цепи действий, продуманных с большей или меньшей детализацией. Выделение этапа планирования принятия решения в механизме преступного поведения позволило вычленить такую важную категорию, как конфликт. Многие преступления являются выражением конфликта преступника с окружающими его людьми. Конфликт, понимаемый как осознаваемое людьми столкновение противоположных интересов, стремлений, взглядов, позиций, отношений, нередко лежит в основе преступного поведения. Завершится ли конфликт совершением преступления во многом зависит от выбранных целей и средств его разрешения. Именно они являются основополагающими факторами при принятии решения. Принятие решения в механизме преступного поведения - это психологический процесс, который включает осознание и сравнение факторов, имеющих значение для данного лица, выбор варианта поведения и планирование конкретных действий.
Наконец, последний этап в механизме преступного поведения - это реализация решений и планов в виде совершения преступления. Фатальной, автоматической связи между всеми звеньями условно выделенной цепочки, конечно, нет. Ведущая роль в формировании преступного поведения принадлежит личности, которая практически всегда имеет возможность выбрать социально одобряемый способ удовлетворения той или иной своей потребности, разрешения конфликта и способна отказаться от решения совершить преступление.
Оценивая совершение конкретного преступления как результат взаимодействия личности и внешних объективных обстоятельств, криминология использует понятие криминогенной ситуации. Криминогенной считается такая ситуация, которая провоцирует, облегчает совершение преступления.
Криминогенные ситуации могут возникать независимо от воли и намерений преступника, а могут специально создаваться им. Криминогенные ситуации могут создаваться в результате аморальных и иных действий третьих лиц. Нередко большой вклад в создание криминогенной ситуации вносит потерпевший от преступления. С этим обстоятельством связана разработка виктимологических проблем преступности.
Виктимология - это учение о потерпевшем от преступления. Возникшая в недрах криминологии, в настоящее время виктимология претендует на самостоятельный научный статус. Виктимология, изучая потерпевших, определяет, какой вклад своим поведением они вносят в совершение конкретного преступления. Это находится в полном соответствии с принятой в отечественной криминологии концепцией, трактующей преступление как результат взаимодействия личности со средой.
В той мере, в какой в создании и развитии ситуации преступления участвуют другие люди, важно знать объективные и субъективные свойства этих людей, почему они попали в ситуацию совершения преступления, что нужно сделать, чтобы исключить возможность повторения аналогичных случаев и т.п.
Кроме того, изучение потерпевших обеспечивает учет всех социальных последствий преступности, в том числе морального и материального вреда, причиняемого гражданам в ходе совершения преступлений.
2009-02-08 00:19:37 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |