Юридическая психология
Достаточно специфичной в психологическом плане является и организационная подструктура судебной деятельности. Так, подготовка и проведение судебного процесса требует тщательного продумывания и планирования решения следующих задач по:
1) определению источников информации и путей их сбора;
2) организации судебно-процессуальных действий;
3) координации деятельности участников судебного разбирательства;
4) экономии процессуальных средств и оптимизации сроков деятельности;
5) организации воспитательно-профилактических мероприятий.
Учитывая, что планирование и организация судебной деятельности носит творческий характер, состоящий в выборе наиболее эффективных процессуальных действий, их систем, степени и последовательности использования, то здесь многое зависит от личностных качеств и профессионализма участников судопроизводства. При этом судья как главный организатор процесса должен обладать развитыми интеллектуальными и креативными свойствами личности, высоким уровнем организаторских способностей, самоорганизованностью, настойчивостью, выдержкой и рядом других качеств.
Воспитательная подструктура деятельности суда, прежде всего проявляется в том, насколько полно, объективно, а также с соблюдением этических норм и прав человека рассматриваются в судебном заседании все обстоятельства дела.
Согласно исследованиям криминологов, ранее широко практиковавшаяся в России процедура публичного проведения судебного разбирательства в коллективах, где ранее работали обвиняемые, значительно повышала эффективность воспитательного воздействия суда. При этом предельная конкретность и наглядность при восприятии фактов, приведших к преступлению, всеми присутствующими, определенная направленность допросов свидетелей, гласность и соревновательность сторон суда создавали условия для профилактики правонарушений в дальнейшей жизнедеятельности производственных коллективов. На сегодня, к сожалению, подобная эффективная практика отправления правосудия встречается крайне редко.
Всегда огромное воспитательное воздействие имеют и процедуры оглашения вердикта присяжных, приговора суда, последнего слова подсудимого. Если приговор был справедливым, отвечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести совершенного преступления и личности подсудимого, был предельно четким, ясным и доходчивым для понимания всех присутствующих в зале судебного заседания, то все это оказывает позитивное воспитательное влияние не только на судебную аудиторию, но и на общественное мнение.
Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после вынесения приговора. Это имеет место в тех случаях, когда, во-первых, после определения меры наказания, не связанной с лишением свободы, возникает необходимость оказать помощь осужденному в организации процесса самовоспитания, в контроле за процессом перевоспитания в трудовом коллективе и по месту жительства, а во-вторых, возникает необходимость контроля за бывшими осужденными, получившими условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы.
5.2 Проблемы совершенствования судебно-психологических экспертиз
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) - это специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом - психологом - в отношении человека или ситуации. СПЭ назначается определением суда (судьи) при наличии общего (процессуального) и специального (психологического) оснований для получения судебного доказательства по делу, а именно заключения эксперта-психолога.
СПЭ обычно является комплексным психологическим исследованием с использованием весьма широкого перечня методов. В каждом отдельном случае выбор методов исследования определяется характером поставленных судом перед экспертизой вопросов.
В процессуально-содержательном плане различают следующие типы экспертиз:
а) по месту проведения (амбулаторная, стационарная, в суде);
б) по формально-процессуальному аспекту (первичная, дополнительная, повторная);
в) по процессуальному положению подэкспертного (экспертиза обвиняемого, экспертиза потерпевшего, экспертиза свидетелей и т.д.).
Результаты экспертной работы (в том числе и комиссионного характера) оформляются в виде заключений (или актов), которые должны включать в себя: введение, описание результатов исследования и их обсуждение с формулировкой ответов на вопросы, поставленные судом перед экспертизой. Во введении указывается время и место проведения СПЭ, дается ссылка на постановление органа, явившееся основанием для проведения экспертизы, указывается фамилия и судебный статус подэкспертного, а также краткие обстоятельства дела. Далее перечисляются источники сведений, использованных экспертизой: изученные материалы дела, методы клинико-психологического, психодиагностического и экспериментального исследований. Этот раздел имеет важное процессуальное значение, т.к. доказательную силу результаты экспертизы приобретают только в том случае, если для их получения были использованы специфические, только данному виду экспертизы присущие методы исследования.
Изложение результатов экспертизы традиционно начинается с данных психобиографического исследования, подчеркивая те сведения, которые имеют непосредственное отношение к решению поставленных судом перед экспертом вопросами. Формулировка ответов на поставленные вопросы должна осуществляться на основе результатов конкретного обследования и делаться в целенаправленной форме, закономерно отражающей все предшествующие обсуждения и не вызывающей сомнений в резюмирующем обобщении.
С целью установления истины в судопроизводстве чаще всего назначаются следующие виды СПЭ, учитывающие специфику субъектного состава дел:
1) экспертиза по установлению эмоциональных состояний;
2) экспертиза по выявлению способностей стороны в полной мере осознавать значение своих действий и/или в полной мере руководить ими;
3) экспертиза по определению способностей потерпевших, свидетелей правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные объяснения, показания;
4) экспертиза по определению личностных особенностей сторон в деле (психологическое портретирование);
5) исследование особенностей профессионального функционирования людей в человеко-машинных системах;
6) экспертиза по определению содержания и иерархии основных мотивационных линий личности;
7) экспертиза по наличию или отсутствию у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству.
В связи с тем, что по многим из указанных видов экспертиз в контексте конкретного типа дел (уголовных, гражданских и пр.) еще существует ряд дискуссий методолого-теоретического и методологического характера (например, какие именно задачи могут и должны решать СПЭ; как соотносить данные СПЭ с категориями, используемыми в законах и др.), то остановимся на практике проведения конкретных психологических экспертиз в суде более подробно.
2008-09-21 15:42:38 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |