Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Юридическая психология

Б. Инструкция перед опознанием (0,95). Она может повлиять на готовность свидетеля сделать опознание и/или на вероятность того, что свидетель может опознать конкретного человека (особенно при инсценировках преступлений)

B. Позднейшая информация (0,87). Показания свидетелей зачастую могут основываться не только на том, что они фактически видели, но и на информации, полученной ими позже (например, обсуждение событий может изменить воспоминания или расширить их).

Г. Точность против уверенности (0,87). Уверенность свидетеля не является надежным признаком того, что его опознание точно, т.к. люди могут обладать различным уровнем решительности.

Д. Установки и ожидания (0,85). На восприятие и воспоминания свидетеля могут повлиять его внутренние установки и ожидания (например, этнические).

Учитывая вышеуказанные моменты, ведущие к искажению в свидетельских показаниях, в ходе перекрестного судебного допроса стороны, участвующие в процессе, имеют возможность ставить вопросы допрашиваемому по одному и тому же обстоятельству в целях проверки, уточнения или дополнения его показаний. Традиционно перекрестный допрос проводится после обычного допроса, где допрашиваемый в свободном рассказе уже изложил все известное ему по делу и ответил на поставленные вопросы, а поэтому цель перекрестного допроса - в рамках определенной темы конкретизировать обстоятельства, вскрыв пробелы и погрешности, уточнить детали и/или изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний. Успешное проведение последнего зависит от согласованных действий судей и участников процесса (обвинителя, защитника и др.).

Сущность же «шахматного судебного допроса» состоит в том, чтобы при допросе одного лица попутно ставить вопросы другим лицам по тем обстоятельствам и фактам, о которых идет речь в данный момент. Целью такой процедуры является подтверждение или опровержение показаниями других лиц сведения, полученного в ходе допроса другого лица. При шахматном допросе попутные вопросы могут быть поставлены в любой последовательности, к любым ранее уже допрашиваемым участникам процесса.

При всех формах допроса обвиняемого для их успешного проведения используются тактические подходы и психотехнические приемы, разработанные судебной психологией и криминалистикой на основе обобщения эффективной судебной практики. Наиболее часто используются такие приемы, как сопоставление, уточнение, детализация (конкретизация), контроль, напоминание, наглядность.

При допросе обвиняемого всегда важным является не то, чтобы он подтвердил свои показания, данные на предварительном следствии, а актуально, чтобы им на суде были даны объективно правильные показания по делу. В этой связи, несмотря на характер поведения подсудимого, связанный с признанием или нет им вины, общая тактическая схема допроса должна строится по следующему алгоритму: установление психологического контакта, от нейтральных фактов к узловым обстоятельствам дела в ходе свободного рассказа и далее к перекрестному или шахматному допросу. Поэтому только на заключительных этапах постановка перед подсудимым неожиданных вопросов или вопросов «издалека», по форме кажущихся несущественными, но все дальше и глубже заводящих подсудимого в «ловушку», пока он не окажется в затруднении в силу противоречивости данных им же самим показаний,- эти и другие приемы, позволяют судьям и прокурорам вскрывать ложность даваемых показаний и изменять подсудимому свою позицию в части освещения тех или иных обстоятельств рассматриваемого дела. Это происходит потому, что постановка перед подсудимым с учетом особенностей его личности и текущего психологического состояния детальных вопросов, ответы на которые не были ни им, ни его защитником заранее продуманы, а также вопросов, направленность которых ему не ясна, всегда затрудняет быстрое ориентирование, не позволяет должным образом продумать и дать выгодный для себя ответ. Полезным для выявления лжи является также проведение в суде дополнительного и повторного допросов, которые позволяют тщательно конкретизировать и детализировать, уточнить и сопоставить показания.

Определенные трудности представляет допрос несовершеннолетних подсудимых. В силу интеллектуально-культурных и личностно-возрастных особенностей в отношении несовершеннолетних требуется при допросе, с одной стороны, проверить не берет ли в силу «ложных идеалов» он вину на себя в преступлении, которое совершил другой (например, взрослый), а с другой стороны - способен ли он давать полноценную информацию из-за имеющегося уровня социальной и психологической зрелости по сути случившегося и задаваемых ему вопросов.

Существует психологическая специфика и в допросе свидетелей и потерпевших. Так, учитывая, что при судебном разбирательстве показания вновь даются, как правило, после значительного промежутка времени от первичного допроса на предварительном следствии, а также в условиях гласности, обусловленной присутствием судебной аудитории, то суду требуется учитывать возможные искажения: или из-за процесса забывания, присущего человеческой памяти или из-за особенностей ролевого личностного поведения (например, феномена «публичности поведения»). В этой связи, если свидетели не могут вспомнить какие-либо интересующие суд факты, то их с учетом закономерностей функционирования памяти (ретроактивное и проактивное торможение) следует допрашивать с учетом обстоятельств, непосредственно предшествовавших этим фактам или следовавших за ними. В случае же ролевого поведения свидетелей, потерпевших, которые не хотят предстать перед судебной аудиторией в «неприглядном виде», их избранные поведенческие стереотипы могут быть разрушены за счет тактики и приемов ведения перекрестного или шахматного допроса, а также убеждения в важности следования гражданскому долгу, нравственным и общечеловеческим ценностям.

Особую сложность представляет и допрос малолетних и несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Малейшие нарушения в тактике допроса (его затяжной характер, влияние внушающих воздействий и пр.), а также несоблюдение его процессуальных прав (например, возможности присутствия родителей, воспитателей) может вести к неадекватностям в показаниях или даже ложно-ситуативной интерпретации интересующих суд фактов.

Большим психологизмом пронизана и такая стадия судебного разбирательства как судебные прения. Именно на ней в полной мере проявляются коммуникативные способности всех сторон судебного процесса. В своих выступлениях, как заинтересованные лица, они, учитывая неограниченность во времени судебных прений и свой процессуальный статус, пытаются отстоять свою версию рассматриваемого события, стремятся оказать на судей благоприятное для себя воздействие, повлиять на жюри присяжных (если оно присутствует), опровергнуть модель события или его элементы, которые отстаиваются другими участниками прений, а также изложить свои предложения относительно возможного наказания или оправдания подсудимого. Для успешной реализации судебных прений для различных категорий участников психологами, а также видными юристами-практиками как в прошлом, так и в наши дни издавались и издаются многочисленные научно-методические пособия, а также мемуарные и стенографические публикации. Знакомясь с ними, как юристы, так и любознательные люди могут найти для себя много интересного и полезного.

 

2008-09-21 15:42:38 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика