Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Юридическая психология

Конструктивная деятельность суда складывается из целой серии последовательно реализуемых действий:

1) полновесного выявления и тщательной проверки всех фактов, относящихся к делу и учитываемых в решениях;

2) обязательного выслушивания мнения всех заинтересованных сторон как по поводу совокупности фактов, так и по поводу предполагаемого решения;

3) принятия конструктивного решения каждым из членов коллегии судей;

4) коллективного обсуждения всех выявленных фактов и вынесение окончательного решения по делу - приговора.

Как известно, законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения по конкретному делу, облекается в особые процессуальные формы, которые предусмотрены в законодательстве в виде конкретных определений, постановлений и других форм решений. Большая часть единоличных решений судьи (например, о принятии дела к своему производству, о назначении дня слушания, о вызове свидетелей и т.п.), как правило, не вызывает затруднений ни у него самого, ни возражений со стороны участников судебного процесса. В то же время решения, принимаемые на различных стадиях рассмотрения дела, в суде могут вести к возникновению судебных ошибок, которые обусловлены или недостаточной квалификацией, или проявлением индивидуально-психологических особенностей.

Наличие у судей психологической установки в отношении подхода к рассмотрению определенного типа уголовных дел характерно примерно для 50 процентов случаев отмены приговоров, как не отвечающих требованиям закона. Так, примером негативного влияния обвинительной установки судей, которая сформировалась у них во многом под влиянием внешнего давления, выступает несправедливое решение о смертной казни ряда обвиняемых по ставшему достоянием гласности в 80-х годах «витебскому делу».

Характер конструктивной деятельности суда усложняется, когда возникают не только объективные помехи (недостаточный объем удостоверительных фактов, неявка вызванных свидетелей и т.д.), но и существуют субъективные затруднения (нарушается по тем или иным субъективным причинам порядок судебного заседания, возникают конфликтные противостояния сторон, проявляются негативные групповые социально-психологические закономерности и др.).

Как известно, совещание судей по становлению приговора и вынесение решения присяжными есть деятельность формально-неформальных групп. Сложный процесс постановления законного, обоснованного, справедливого и воспитательно эффективного приговора требует глубоко конструктивной интегративной деятельности судей. И хотя порядок совещания судей строго процессуально предопределен статьями УПК и ГПК РФ, но в процессе постановления приговора может иметь место активное действие и психологических факторов. Так, несмотря на провозглашенную законом независимость волеизъявления судей, они часто действуют как группа, где весома роль группового лидера (им может быть необязательно председательствующий), действуют социально-психологические механизмы внушения, подражания, заражения. Поэтому влияние социально-психологических закономерностей и механизмов может вести к конформизму в решениях, к реализации стереотипно-формального подхода к рассмотрению сложных проблем (например, определение виновности подсудимого) и другим негативным для отправления правосудия моментам.

В жюри присяжных при принятии решений их личные качества, а также групповые социально-психологические закономерности и механизмы могут серьезно повлиять на вынесение вердикта. Так, следуя рекомендациям психологов в ряде зарубежных стран (США, Англия и др.) проводится специальный отбор присяжных по личностным характеристикам для рассмотрения определенного типа уголовных дел. Это обусловлено, в частности, тем, что присяжные, которые признают смертную казнь и являются людьми, склонными к авторитарности, чаще выступают за строгое наказание обвиняемых определенного типа.

В групповой динамике поведения жюри присяжных часто наблюдаются феномены «влияния большинства», «групповой поляризации» и ряд других, которые могут вносить субъективные искажения в требуемое законом объективное вынесение справедливого вердикта.

Весьма специфичные психологические закономерности имеет и коммуникативная подструктура деятельности суда. При всем многообразии взаимоотношений, возникающих в ходе судебного разбирательства по уголовным делам их условно можно разбить на четыре основных группы:

1) взаимоотношения «по вертикали», т.е. судей с участниками судебного разбирательства (с гособвинителем, защитником, подсудимым) и остальными субъектами судебного процесса (свидетелями, экспертами и пр.), а также отношения с присутствующими в зале судебного разбирательства гражданами, не являющимися участниками судебного разбирательства;

2) взаимоотношения «по горизонтали», т.е. между судьей и народными заседателями, судом и жюри присяжных, между государственным обвинителем и защитниками, между свидетелями, потерпевшими, экспертами и другими участниками процесса, между гражданами, присутствующими в зале;

3) взаимоотношения между подсудимыми в ходе рассмотрения групповых уголовных дел;

4) взаимоотношения в целом с судебной аудиторией как определенной группой людей, которую в ходе суда необходимо превратить в аудиторию с единой позитивной психологической направленностью.

В связи с тем, что существуют особенности в построении отношений и характера общения по всем указанным четырем группам, то задача суда их не только регулировать в процессуальных рамках, но и подчинять эффективному развитию для установления истины, вынесения объективного приговора и его последующего исполнения.

Как известно, участвующие в судебном разбирательстве лица имеют свои собственные интересы, которые могут не совпадать с целями и общей направленностью правосудия. Отсюда и возникают разного характера конфликты, связанные с противодействием определенных лиц (например, подсудимого, потерпевшего и др.) объективному установлению истины. В этих случаях возникает необходимость воздействия на указанных лиц с целью изменения их установок, в том числе и в случаях дачи ложных показаний или отказа от них. Поэтому при реализации различных видов судебного допроса («обычного», «перекрестного», «шахматного») только психологически грамотное его построение и позволяет устранить как недостоверные, так и ложные показания.

Благодаря многочисленным исследованиям психологов установлено, что среди факторов, которые могут влиять на свидетельские показания, наиболее значимыми (в аспекте экспертного оценивания удельного веса) выступают следующие моменты.

A. Формулировка вопросов (удельный вес 0,97), т.е. то, как и в какой форме они построены (например, наличие в вопросах скрытых предположений и пр.).

 

2008-09-21 15:42:38 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36                            
Яндекс.Метрика