Юридическая психология
В профессиональном общении задачей оперработников является не только обеспечение взаимной заинтересованности, но и установление доверительных взаимоотношений с партнером по взаимодействию. С позиции социальной психологии, доверительные отношения - это специфический способ социально-психологического обособления в некоторую общность «мы», где осуществляется откровенный обмен значимыми для общающихся мыслями, которые раскрывают их глубинные, интимные стороны личности, так как существует уверенность партнеров в друг друге как в надежных и добросовестных людях.
С точки зрения юридических психологов, возникновение в оперативной работе доверительных отношений с объектом заинтересованности - это относительно устойчивое состояние взаимоотношений сотрудника с гражданином, который доверяет ему конфиденциальную информацию для решения оперативно-служебных задач. При этом конфиденциальная информация - это те сведения, которые до определенного времени не подлежат огласке.
Основные факторы, которые влияют на успешность установления доверительных отношений в ОРД, являются:
1) личность оперработника (его общительность, умение изучать психологию собеседника и пользоваться этими данными, умение разговорить человека, поддерживать диалогическое общение и т.д.);
2) психологические особенности человека, с которым оперработник поддерживает взаимосвязь и строит отношения;
3) условия, в которых протекает профессиональное общение;
4) содержание оперативно-служебных задач, которые оперативником решаются в общении с конкретным человеком в течение длительного времени.
В практике общения, реализуемого в целях ОРД, информацию часто получают путем ее выведывания у лиц, которые имеют криминальную направленность личности. В большинстве таких случаев успех напрямую зависит не только от умения устанавливать с объектом заинтересованности психологический контакт, но и осуществлять на них целенаправленные воздействия, в том числе как на сознательную, так и бессознательную сферу психики.
Существует два основных пути получения профессионально значимой информации:
а) словесно-репродуктивный - это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольной вербальной репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представляющих интерес для сотрудников правоохранительных органов;
б) моторно-репродуктивный - это побуждение объекта заинтересованности к непроизвольным невербальным реакциям и экспрессивным проявлениям, содержащим соответствующую информацию.
Для реализации каждого из указанных подходов психологи рекомендуют целый арсенал конкретных приемов, с помощью которых осуществляется получение профессионально значимой информации. Для вызывания словесно-репродуктивных высказываний можно применять:
1) демонстрации конкретных примеров, «оживляющих» в памяти заинтересованного для нас лица соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям;
2) смежную тему разговора;
3) вызывать чувство особой значимости собственной личности объекта заинтересованности;
4) обращение к чувству собственного достоинства;
5) демонстрацию проявления равнодушия;
6) эскалацию эмоционального стресса;
7) постановку неожиданных вопросов;
8) неточное или ложное заявление;
9) сообщения «якобы» важных сведений;
10) показ осведомленности и др.
К приемам, с помощью которых реализуется моторно-репродуктивный способ получения информации, можно отнести следующие:
1) демонстрация конкретных предметов, связанных с преступной деятельностью субъекта;
2) создание кратковременных психологически острых жизненных ситуаций;
3) использование приемов психотехник из нейролингвистического программирования и других психокоррекционных методов немедицинского характера.
Указанные выше психологические подходы и приемы могут успешно использоваться не только в процессе выведывания оперработниками информации, но и в ходе предупреждения и пресечения преступной деятельности, при проведении дознания и предварительного расследования (при работе в составе оперативно-следственной группы).
При проведении оперработниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступников. Основными среди них на практике являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач. Каждый из указанных методов реализуется на основе специфических приемов воздействия, эффективность применения которых предопределяется действием ряда признаков:
1) воздействие должно осуществляться всегда с учетом конкретных особенностей личности и общих закономерностей функционирования психики;
2) процесс воздействия, его элементы, обратная реакция лица, на которое воздействуют, должен заранее планироваться и прогнозироваться по всей структуре воздействия на данную личность;
3) положительное восприятие воздействия обязательно должно стимулироваться и способствовать проявлению психической активности лица, на которое оно направлено;
4) воздействие во всех случаях должно строго ограничиваться процессуальными правомочиями (то есть, ни в коем случае не должны нарушаться права лица, на которое оказывается воздействие);
5) при воздействии обязательно учитываются те внешние условия и динамика их развития, в которых оно осуществляется;
6) воздействие должно осуществляться с учетом совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для возникновения определенной направленности мыслительных и иных процессов у лица, на которое оказывается воздействие;
7) воздействие всегда должно быть комбинированным, реализовываться с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается.
2008-09-21 15:42:38 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |