Юридическая психология
4.2. Психология в оперативно-розыскной деятельности
В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года основными задачами данного вида деятельности считаются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск пропавших без вести;
добывание информации о событиях или действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Учитывая, что оперативно-розыскная деятельность (ОРД), основывающаяся на конституционных принципах законности, уважении прав и свобод человека и гражданина, может осуществляться конспиративно, на основе гласных и негласных методов и средств, которые нацелены на преодоление сопротивления преступных групп и разрушение их преступных замыслов, то учет и применение здесь психологической науки крайне важно при реализации большинства из 14 регламентированных Федеральным законом видов оперативно-розыскных мероприятий:
1) опроса граждан;
2) наведения справок;
3) сбора образцов для сравнительного исследования;
4) проверочной закупки;
5) исследования предметов и документов;
6) наблюдения;
7) отождествления личности;
8) обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
9) контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
10) прослушивания телефонных разговоров;
11) снятия информации с технических каналов связи;
12) оперативного внедрения;
13) контролируемой поставки;
14) оперативного эксперимента.
Из приведенного перечня мероприятий видно, что, например, органы дознания должны использовать весьма специфичные в психологическом плане техники личного сыска, оперативного внедрения, контроля и противоборства, чтобы упреждать противоправную деятельность преступников.
В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников ведущую роль играют познавательно-поисковая и коммуникативная подструктуры.
Наибольший интерес для юридического психолога представляет коммуникативная подструктура ОРД, в ней важную роль играет, прежде всего, компетентность в вопросах тактики установления психологического контакта и развития доверительных отношений с различными объектами их заинтересованности. Из-за того, что им часто приходится вести конспиративное общение, то уже само установление психологического контакта с объектами заинтересованности протекает по специфическим психологическим закономерностям и при значительной инициирующей активности оперативного сотрудника. Так, для успешного заведения знакомства оперативные работники обычно составляют тщательный план, в котором отражают личностные особенности объекта их интереса, детально продумывают предлог для знакомства, особенности речевого, неречевого и ролевого поведения. При этом именно последнее накладывает заметный отпечаток на все особенности конспиративного общения.
Для установления оперативного контакта с объектом заинтересованности оперативный работник может избрать один из двух видов ролевого поведения: а) конспиративно-ролевое или б) профессионально-ролевое. Первое базируется на маскировке оперработником своей принадлежности к правоохранительным органам, а поэтому предлагается розыгрывание роли определенного типа человека - представителя конкретной социальной общности, профессии, статуса и т.д. Естественно, что в данном случае требуется знание субкультурных особенностей определенной социальной группы (например, конкретного типа преступных сообществ), убедительная демонстрация через речь и невербальные проявления (жесты, позы и различные формы экспрессии) сложившихся субкультурных стереотипов. В случае же профессионально-ролевого поведения оперативный работник не маскирует свою принадлежность к правоохранительным органам, а лишь в ролевом аспекте акцентирует желательные для успешного профессионально-ролевого общения психологические качества и заинтересованность в общении, которые могут в последующем позволить «психологически переиграть» преступников.
Оперативные работники, учитывая психологическую суть контекста взаимодействия с объектами заинтересованности, которая состоит в достижении взаимопонимания и снятии психологических барьеров при общении, всегда одновременно нацелены и на получение профессионального результата - значимой информации или совершения каких-либо действий, важных для успешного решения оперативно-служебных задач.
Психологические барьеры, затрудняющие установление контакта могут носить мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и волевой характер. В качестве мотивационных барьеров могут выступать: нежелание гражданина в данный момент вести с оперработником откровенный разговор, наличие предубежденного отношения к правоохранительным органам, боязнь мести со стороны преступного элемента и др.
Интеллектуальные барьеры могут быть вызваны ошибками неверного восприятия оперработником и гражданином друг друга, особенностями их мышления, речи, в целом противоположностью личностных стилей, различиями в уровне образования, осведомленности в тех или иных вопросах и т.д.
Эмоциональные барьеры могут быть обусловлены как отрицательными (астеническими) переживаниями и чувствами, которые испытывает оперработник к данному лицу, с которым необходимо установить контакт, так и эмоциональными состояниями объекта заинтересованности (подавленность, раздражительность, невыдержанность, агрессивность и пр.).
Волевые барьеры могут иметь место, когда, например, оперработник форсирует подчинение гражданина своей воле или гражданин не может заставить себя отказаться от установки либо от данного кому-либо обещания не вступать в контакт с сотрудниками правоохранительных органов.
Преодоление указанных психологических барьеров в общении достигается за счет особой «психологической настройки» («подстройки») оперработника к личностным особенностям людей, с которыми он вступает в контакт, применения определенных психотехнических приемов и создания условий, оптимизирующих динамику профессионального общения.
Стремясь установить психологический контакт с объектом заинтересованности даже при неблагоприятных обстоятельствах, оперработники всегда пытаются, прежде всего, снять мотивационные барьеры и вызвать у партнеров по общению личный интерес к взаимодействию. В этой связи реализуются психотехнические приемы: «первичного накопления согласия», «эмоционального включения собеседника в общение», «демонстрации аттракции» (то есть, привлекательности для другого) и т.д.
2008-09-21 15:42:38 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |